Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Жертвенник

Версия для печати

Жертвенник (или протезис от гр. πρόθεσις… предложение). Помещение для подготовки хлеба и вина в отдельном литургическом обряде проскомидии, совершаемом перед началом Евхаристии. Жертвенником также называется и сам столик, на котором совершается обряд проскомидии.

В раннее время, начиная с IV века, хлеб и вино для совершения евхаристии в константинопольской традиции приготовлялись в отдельном от храма небольшом здании — скевофилакии, а в Сирии — в пастофории, особой комнате внутри храма.

К VIII в. в Константинополе приготовление хлеба и вина к литургии было уже существенно ритуализировано (первоначально приготовление сводилось только к отбору лучших хлебов и разбавлению водой наиболее качественного из принесенного народом вина; в VIII в. уже существовали особые молитвословия на приготовление Даров, а из литургийного хлеба особым образом вырезалась часть) — с этого времени византийская литургия немыслима без особого обряда протезиса. В VIII в. и далее — по крайней мере, до 1204 г., — обряд протезиса в константинопольской Св. Софии происходил в скевофилакии. Однако с появлением обряда протезиса для него может выделяться особая ниша в наосе, чаще всего размещавшаяся к северу от алтаря.
 
В XII–XIV вв. обряд протезиса подвергся окончательному усложнению и приобрел уже современную форму с использованием многих просфор и четкой фиксацией молитвословий над каждой из них. Важным изменением в отношении к обряду протезиса, укоренившемся к XIII в., стало запрещение совершать его диаконам; раньше его совершали именно они. Итак, с XIII в. обряд протезиса уже воспринимается как особое необходимое священнодействие, символ жертвы, и поэтому он должен совершаться только священником, и поэтому же зона протезиса перемещается в алтарную часть — или непосредственно в алтарную апсиду, или в соединяющуюся с ней северную апсиду. Так протезис из объема внешнего по отношению к алтарю (действительно, Дары приносятся из протезиса в алтарь) становится частью алтарного пространства.
 
Константинопольские храмы IX–XI вв. часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV в. три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в знакомые нам — алтарь (средняя апсида), протезис (русский «жертвенник» — северная апсида) и диаконник (южная апсида). К XIV–XV вв. устройство протезиса сформировалось окончательно.

Литература:

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 3 v.  NY - Oxford, 1991. Р. 1743.
Descoeudres G. Die Pastophorien im syro-byzantinischen Osten: Eine Untersuchung zu Architektur und liturgiegeschichtlichen Problemen. Weisbaden, 1983. (Studien zur Geistgeschichte des östlichen Europa; 16).
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
 Mandalа M. La protesi della liturgia nel rito bizantino-greco. Grottaferrata, 1935.
Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
Mathews Th. F. “Private” Liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Re-appraisal // Cahiers Archéologiques. P., 1982. Vol. 30.
Taft R. The Great Entrance. Rome, 1978.
Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005. № 1. С. 72–80*.
Желтов М.С., прот. Сергий Правдолюбов Богослужение русской Церкви . X-XX вв. // Православная Энциклопедия. Т. 0. М., 2000. С. 485-517.
Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М 2000. C. 67, 125-127, 154-155.

*Текст доступен в сети Интернет: http://www.mzh.mrezha.ru/VGZhCave.pdf