25 февраля 2011 года в Москве прошла конференция на тему «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса». В мероприятии принял участие ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), выступивший с докладом «Церковь и современное киноискусство: возможность диалога».
В течение последних десяти лет Церковь уделяет большое внимание теме киноискусства, проблеме нравственных ценностей в отечественном кино. Появление в России доброго кино, которое было бы талантливым, качественным, конкурентоспособным, продолжало бы лучшие традиции отечественного кинематографа и при этом не содержало бы в себе пошлости, — та задача, реализации которой Церковь активно стремится содействовать.
Одним из важнейших требований к такому «доброму кино» является его высокое качество, поскольку современный зритель очень взыскателен. Очень важно, чтобы у такого кино был зритель — ведь «если к доброму кино не будет всенародного интереса, ему трудно будет пробить себе дорогу». Православное кино, потребность в котором очевидна, не может быть скучным, «елейным». Как отмечает Святейший Патриарх, «меньше всего наши фильмы должны напоминать лубочную картинку» — напротив, «нам в дальнейшем нужно создавать очень реалистические полотна, обращенные, в первую очередь, к сознанию современного человека. Чтобы интеллектуально и эмоционально воздействовать на современного человека, нужно быть очень убедительным».
Киноискусство для Православной Церкви — это и способ миссии, способ обращения к тем, кто привык воспринимать не слово, а образ, видеоряд. Кино, как и СМИ, может разрушать, а может и содействовать проповеди Христовой истины. Этим обусловлен рост внимания со стороны Церкви к кинематографу, сотрудничеству с представителями киноискусства и киноиндустрии.
20 лет в России уже проходят многочисленные фестивали православного, доброго кино. Самые известные из общероссийских православных кинофестивалей — «Золотой витязь», «Радонеж» и «Лучезарный ангел». Эти фестивали с каждым годом становятся все более масштабными, привлекают внимание все большего числа зрителей.
Так, духовным попечителем международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», в рамках которого проходит показ фильмов, утверждающих нравственные ценности, является Святейший Патриарх Кирилл, а сам фестиваль проходит под патронажем супруги Президента РФ Светланы Медведевой, возглавляющей Попечительский совет национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Всего в 2010 году на фестивале было показано более 200 фильмов, а его программы посетило более 15 тысяч человек.
В последние годы Церковь сделала заметный шаг навстречу кинематографу, учредив Патриаршую премию в области киноискусства. Тем самым Церковь обозначает, во-первых, собственное намерение поддерживать диалог с этой сферой, а во-вторых, обозначает собственную позицию, приоритеты в дискуссии о будущем отечественного кино.
Первая Патриаршая премия в области киноискусства была вручена в 2010 году режиссеру фильма «Поп» Владимиру Хотиненко и исполнителю главной роли Сергею Маковецкому — как за вклад в становление православного киноискусства, так и «во внимание к усердным миссионерским трудам». Этот фильм о судьбе священника, оказавшегося «в контексте самого страшного национального испытания — Великой Отечественной войны», фильм о Псковской миссии — был расценен Церковью как глубоко художественная миссия, талантливый рассказ о Православии языком кинематографа. Появление таких фильмов, как «Поп», фильмов Павла Лунгина «Остров» и Александра Прошкина «Чудо», свидетельствует о возрастающем значении и спросе на доброе кино в современной России.
Церковь развивает и собственное кинопроизводство — стоит напомнить, что фильм «Поп», основанный на документальных материалах, был снят кино-телекомпанией Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». Следующий проект — новый полнометражный художественный фильм от «Православной энциклопедии», посвященный святителю Алексию, митрополиту Московскому, и современной ему эпохе — второй половине XIV века, времени собирания вокруг Москвы русских земель. Через два года центр «Православная энциклопедия» намерен снять фильм о византийском императоре Константине Великом, ведь в 2013 году исполнится 1700 лет со дня подписания императором Константином Миланского эдикта — документа, избавившего христианство от гонений и превратившего его в государственную религию в пределах всей империи. Предполагается, что фильм будет сниматься совместно с итальянскими кинорежиссерами.
Таким образом, задача, которую ставит перед собой Церковь, — это «возрождение христианского начала в такой важной сфере культуры, как киноискусство». Хорошо известно, сколь велика сила воздействия кинематографа на умы и сердца людей, и поэтому — позволю себе вновь процитировать Святейшего Патриарха — «и мера ответственности создателей кинопродукции за творческий результат огромна. В век стремительного развития новых технологий и электронных средств массовой информации осознание личной духовно-нравственной ответственности за каждое слово и художественный образ особенно актуально».
Одним из инструментов реализации церковной позиции, миссии в светской среде, в том числе в сфере культуры, кинематографа призван стать инновационный образовательный проект Русской Православной Церкви «Российский православный университет» — церковный вуз для российской интеллигенции.
Российский православный университет — это открытая площадка для взаимодействия церковных и светских кругов. Мы призваны служить актуализации нравственного послания и духовного наследия Православия для современного человека, расширению возможности позитивного влияния Церкви на социальную среду. Сегодня мы встречаем понимание нашей миссии не только в образовательной сфере, но и у представителей бизнеса.
Российский православный университет видит следующие возможности сотрудничества Церкви, культуры и бизнеса в области киноискусства:
- разработка образовательных программ и подготовка, а также переподготовка кадров для киноиндустрии в рамках магистратуры и по постдипломной и проектно-модульной системе;
- расширение сети кинотеатров и (или) киноклубов за счет актовых залов вузов, православных учебных заведений в Москве и в регионах, где сосредоточена молодая и взрослая интеллектуальная часть населения — хорошая целевая аудитория. Мы рассчитываем создать доступный киноклуб на Новой площади на площадях ректората Российского православного университета после того, как Церкви вернут здания, которые сегодня незаконно занимает Музей истории Москвы;
- поддержка исследований в области истории отечественного и зарубежного позитивного кино и мониторинга современного позитивного кино, ориентированных на практические задачи кинопроката.
Нашей главной задачей должно стать обеспечение равного доступа граждан России к доброму кино, которое было бы при этом талантливым, качественным, конкурентоспособным, продолжало бы лучшие традиции не только отечественного, но и зарубежного кинематографа.