Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал в эфире телеканала «Союз» документы, принятые 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, — «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» и «Общественная деятельность православных христиан».
Оба текста поступили из Межсоборного присутствия, были разработаны комиссией Межсоборного присутствия по взаимоотношениям Церкви, государства и общества. Документы обсуждались достаточно активно и в комиссии, и на пленуме, а между комиссией и пленумом прошло достаточно широкое обсуждение в Интернете.
Были получены отзывы из епархий. Редакционная комиссия под личным руководством Святейшего Патриарха достаточно глубоко поработала над этим документом, внося многие предложения, которые поступили из епархиальных учреждений и из Интернета, из блога Межсоборного присутствия, куда они направлялись самыми разными людьми, в том числе анонимными авторами. Тем не менее, даже анонимные предложения подчас стоили того, чтобы к ним привлечь серьезное внимание.
Документ, касающийся предвыборных кампаний, ясно говорит следующее: «Церковь в лице своих полномочных представителей может взаимодействовать с политическими партиями и отдельными политиками». Однако существует ясная грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и в целом в контексте политической борьбы.
Священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине, не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации, даже если их кандидатуры выдвигаются общественными организациями или предлагаются органами власти на местах.
Кроме того, иерархам и духовенству не следует занимать должности в органах исполнительной и судебной власти, за исключением несения священнических обязанностей в этих учреждениях. Итак, Церковь устами Архиерейского Собора, всего своего епископата ясно говорит, что нужно проводить очень ясную грань между взаимодействием и диалогом с политическими партиями, добрыми делами, которые могут совершать вместе Церковь и партия, будь то строительство храмов или помощь обездоленным, и политической поддержкой.
Вполне могут встречаться представители Церкви и представители политической партии, что на общенациональном уровне, что на уровне региона или отдельного города или села. Но не может священник или иное лицо, отождествляемое в народе с Церковью, представать на плакате вместе с кандидатом или участвовать в предвыборном митинге, говоря: «Голосуйте за Ивана Ивановича и не голосуйте за Ивана Петровича. Голосуйте за "Справедливую Россию" и не голосуйте за "Единую Россию" и так далее». Такая деятельность однозначно не одобряется Церковью. Не может священнослужитель и баллотироваться в органы власти. Известно, что в свое время один клирик, который не подчинился решению Церкви и стал баллотироваться вопреки ее воле в Государственную Думу, был лишен в связи с этим священного сана.
Впрочем, документ делает важное исключение, вокруг которого в общественной дискуссии было сломано очень много копий. Вот что говорится в этом тексте: «Исключения из этого правила (то есть из правила о неучастии духовенства в выборах в качестве кандидатов) могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный или представительный орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью».
Речь идет, как понятно из этого текста, только об исключительных случаях, когда нет другого выхода, нет другой возможности противостоять раскольникам или представителям иных конфессий, которые пытаются эффективно использовать выборные органы власти для борьбы с Православной Церковью. Так бывало, в частности, в некоторых регионах Украины, где представители раскольников или иных конфессий активно шли в политику. Речь шла о людях, которые носили рясы и кресты. И в данном случае оставлять выборные органы власти, которые часто стесняли каноническую Православною Церковь, без присутствия ее духовенства было бы неразумно.
Здесь мы опять возвращаемся к тексту: «Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение». При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю права быть членом политической партии. Известно, что в некоторых избирательных системах в некоторых странах даже нахождение имени человека в партийном списке необязательно предполагает членство человека в политической партии.
Документ, о котором мы сегодня с вами говорим, однозначно констатирует, что священнослужитель не может быть членом политической партии; если ему предлагается включить его имя в партийный список, он не должен при этом становится членом партии. Если избираться, не будучи членом партии, невозможно, значит не нужно избираться. Более того, документ ясно говорит и о том, что человек не может «от ветра головы своея», только по своей собственной инициативе баллотироваться в тот или иной выборный орган власти или на ту или иную выборную позицию.
Известно, что один священник в Костромской епархии, очевидно не прочтя толком этого документа, решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города Нерехты в Костромской области и потом был вынужден снять свою кандидатуру постольку, поскольку документ совершенно однозначно говорит о том, что только по благословению Священного Синода или по благословению Синодов самоуправляемых Церквей на Украине, в Молдове, Эстонии, Латвии можно осуществлять баллотирование в тот или иной выборный орган власти, на ту или иную выборную позицию.
Более того, как мы уже с вами говорили, в документе ясно сказано, что иерархам и духовенству не следует занимать должности в органах исполнительной власти. Так что занимать должность мэра в любом случае священнику не следовало бы. Документ говорит, что церковные контакты с политическими партиями или отдельными политиками должны служить благу человека и народа, помогать людям созидать мир и согласие в обществе. Контакты могут иметь место, но они не должны служить ни разделению, ни партийной борьбе, ни противопоставлению одних людей другим, а обязаны нести мир и согласие носителям разных политических убеждений.
Документ говорит: «Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера».
«Священнослужителю, монашествующему или мирянину, выражающему собственные политические убеждения, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви». В 90-е годы часто бывало так, да и сейчас часто бывает так, что тот или иной священник или мирянин, выступая в печати, в Интернете или на собрании говорит: «Православный христианин может быть только монархистом или только сторонником рыночного либерализма. Православный христианин, вся Церковь, могут голосовать только за эту партию и не могут голосовать за другую партию».
Вот эти высказывания ясно осуждаются соборным разумом Церкви. Причем стоит сказать, что положение, которое я только что привел, не впервые появляется в документах Архиерейского Собора, оно присутствует и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви и в документах Архиерейских Соборов 1990-х годов.
Итак, политическая деятельность священнослужителей должна быть абсолютным исключением, применяемым для отстаивания интересов Церкви тогда, когда других средств для отстаивания этих интересов попросту нет.
Документ, который мы сегодня много раз с вами обсуждали, говорит следующее: «Православные и миряне могут полноценно участвовать в политической деятельности, выдвигаться и избираться на любые посты, создавать свои политические партии или особые группы в рамках партий». Документ об общественной деятельности православных христиан говорит об этом еще более ярко: «Русская Православная Церковь считает очевидным благом свободную и добровольную общественную деятельность, направленную на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему».
Православный христианин может участвовать в общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместно с людьми других убеждений, сообразуясь со своей христианской совестью. Общественная деятельность — это прямая возможность для христианина свидетельствовать пред внешним миром о Христе. Православные и миряне могут быть не только учителями и врачами, военачальниками и солдатами, рабочими и землепашцами, писателями или художниками — они могут быть и государственными деятелями, и политиками, и депутатами, и мэрами городов. Живя в миру, они не могут не заботиться о жизни этого мира, о том, что волнует людей трудящихся и живущих рядом. Общественная деятельность православных христиан имеет огромную перспективу.
Наконец, нужно перестать в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдове — в тех странах, где мы живем — говорить о политике, как о грязном и недостойном христианина деле. Нужно менять общественный климат в политике, нужно менять нравственный климат в нашем обществе, в том числе в коридорах власти. Нужно, чтобы православные христиане шли во власть и в политику, не разделяя на две несовместимые друг с другом жизни жизнь в храме, в приходской общине и жизнь в этих самых коридорах власти.
При этом очень важно, чтобы общественная деятельность православных христиан действительно была основана на христианской, нравственной мотивации, на православном духе, а не превращалась просто в способ зарабатывания денег или делания карьеры. Такую деятельность, говорит документ Архиерейского Собора, следует осуществлять благими и законными методами, в духе Священного Писания и Священного Предания. Она не должна прямо или косвенно наносить вред обществу или личности, провоцировать насилие, приводить к деградации и распаду общественных отношений или гибели государства. Церковь не может поддерживать анархию и войну всех против всех. Церковь проповедует дух мира и дух созидательного труда, она несет этот дух во все сферы жизни, в том числе в политику.
Будем надеяться, что наши миряне, занятые разными видами общественной деятельности, запомнят слова, которые к ним обратил епископат нашей Церкви, который выразил надежду, что общественная деятельность православных христиан, их труды в разных областях общественной жизни помогут преображению народной жизни, принесут христианские ценности во все ее сферы, станут школой деятельного благочестия.
«Православие и мир»(расшифровка)/Патриархия.ru