Пастофорий (гр. παστοφόρια) — вспомогательные богослужебные помещения по обеим сторонам центральной апсиды.
В раннехристианское время функции пастофориев различны (мемориальная часовня, баптистерий, дьяконик), и при отсутствии археологических данных трудно определимы. Пастофории впервые упомянуты в Апостольских Постановлениях IV в. Там они описаны, как небольшие ризницы, пристроенные к зданию церкви, которые служили для хранения священных сосудов.
Сейчас этот термин, как правило, используется, чтобы определить два вспомогательные помещения, расположенные к югу и северу от центральной апсиды: диаконник и протезис. Позднее именно из двух пастофориев и центральной апсиды сформируется трехапсидная структура современной церкви. Само слово «пастофорий» впервые встречается у авторов IV в. при описании храмов северной Сирии, там пастофории играли роль ризницы или скевофилакия, т. е. служили местом для подготовки к Евхаристии.
Термин сохранился только в Сирии, в остальной части христианского мира к VI-VII вв. вместо «пастофорий» начинают употреблять ряд других терминов, различая функции помещений: диаконник, скевофилакий, протезис.
Литература:
Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 3 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1594.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 69, 361, 181.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М. Библейско-Богословский институт. 2000.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVвв.). Л. 1987.