Синтрон (греч. Συνθρόνον — сопрестолие). Скамья для духовенства, идущая вдоль стены главной апсиды храма. В некоторых церквях в центре синтрона размещался епископский трон (кафедра). В некоторых случаях синтрон отделен от апсидной стены узким проходом. Может состоять из одной, двух или нескольких ступеней.
В центре восточной стены алтарной апсиды храма с очень раннего времени устанавливался трон — сидение епископа. Епископский трон или кафедра представлял из себя кресло со спинкой и ручками. Такие кресла, сделанные из камня, найдены в катакомбах (Стивенсон). Однако точно неизвестно, имели ли эти кресла литургическое значение.
Впоследствии такие кресла стали делать из дерева. Подобное кресло сохранилось в Равенне (VI в.). Снаружи оно покрыто резными пластинками из слоновой кости. Епископ сидел на этом кресле во время совершения богослужения. Сидения, которые предназначались для пресвитеров, делались в виде тронов и кресел, окружавших трон епископа. Это следует из названия синтрон — сопрестолие.
Впоследствии, но не ранее VI века, сидение епископа и пресвитеров были соединены в одну конструкцию, и эту конструкцию стали изготавливать из камня. Это и есть синтрон в современном понимании. Хорошо сохранившийся высокий синтрон VI в. существует в церкви св. Ирины, а также в церкви св. Евфимии в Константинополе. Синтрон Св. Ирины достаточно высок, чтобы позволить устроить проход снизу по стене апсиды, который вероятнее всего использовался для технических нужд. Однако в большинстве базилик, построенных в VI в., синтрон по прежнему устраивается одноступенчатым (Сан Витале, Сан Аполлинаре ин Классе, оба Равенна и базилика св. Евфрасия в Порече). В Св. Софии Константинопольской анонимный источник VIII-IX вв. фиксирует каменный синтрон высотой в семь ступеней, отделанный серебром.
Для сидения пресвитеров предназначалась верхняя ступень синтрона, в центре которой на той же высоте было установлено кресло епископа. Все это было сделано для того, чтобы епископ был виден и слышен своему народу. Однако кресло епископа имело и символическое значение, и понималось как горний престол. В отсутствие епископа на это кресло иногда устанавливалось Евангелие. Вопрос о том, почему в одних византийских храмах есть каменное архиерейское кресло, венчающее синтрон, а в других нет, в настоящее время является дискуссионным (Хрушкова).
В постиконоборческое время в связи с развитием иконостаса и сокращением размеров храмов (храмов стало больше, но они стали меньше размером) необходимость в высоком синтроне отпала. С X-XI вв. синтроны делают в одну ступень, но центральное место по-прежнему занимает стационарная архиерейская кафедра (Св. София Киевская). Иногда в храмах устраивались псевдосинтроны, настолько узкие, что для сидения они использоваться не могли. Этот процесс, по мнению Мэтьюза, был связан с изменением роли проповеди, проповедь заменило чтение, а также сокращением числа священников, участвующих в богослужении.
К XIV-XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек. По бокам от него могут быть устрояемы сидения для пресвитеров. На Руси все это изготавливалось из дерева.
Литература:
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
Гайдуков Н.Е. Горнее место // Православная Энциклопедия. В печати.
Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 437.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVвв.). Л. 1987.