Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
6 марта 2011 г. 22:07

Вечером 6 марта 2011 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем на поприще Великого поста. Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4, 17). Если вдуматься в эти слова, то возникает много вопросов. В каком смысле Спаситель говорил о том, что приблизилось Царствие Небесное, Царствие Божие? Спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. Но ведь Спаситель многократно говорил о приближении Царствия Божиего: «Истинно говорю вам, что многие из стоящих здесь не увидят смерти, как узрят Царствие Божие, грядущее в силе» (см. Мк. 9, 1). И это не напрасные слова — это свидетельство о великой истине, что с пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку. Каждый, кто приходит в этот мир, имеет возможность войти в Царствие Божие.

Но есть непременное условие, есть некий «проходной билет» в это Царствие, и этим условием является покаяние. Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутри каждого человека (см. Лк. 17, 21), есть царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. В переводе на обычный человеческий язык, которым мы пользуемся, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, больше которого нет ничего.

Удивительно, что для вхождения в это царствие не требуется ничего из того, что является столь вожделенным, столь необходимым, столь важным для каждого современного человека. Чтобы войти в это царствие, не нужно занимать высокого места в обществе. Чтобы войти в это царствие, не нужно быть могущественным, обладающим властью человеком. Чтобы войти в это царствие, не нужно денег, не нужно человеческого успеха. Чтобы войти в это царствие, нужно покаяться — и никаких других условий нет. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и даже для тех, кто очень неудачлив с обыденной точки зрения.

А почему именно покаяние? Потому что Царствие Божие — это царство, где присутствует Бог, где нет зла, где нет лжи, где нет нравственной грязи, где свет и правда. «В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1, 4), учит нас слово Божие. Свет Божественного Царства не может войти в злохудожную душу, ибо свет и тьма несовместимы. Если в свете тьма, то это уже не свет — мы это хорошо знаем из жизненного опыта. Там, где свет перемешивается с тьмой, там сумерки, а сумерки — это не свет. Там, где грех и зло, там не может быть в полноте Божией правды и Божиего Царства.

Каждый из нас несет внутри себя человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так сращиваемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы опираемся на эти грехи, чтобы добиваться своих жизненных целей. Сегодня тот день, когда мы должны подумать о своей жизни, ясно представить себе, что с нашими грехами и с нашей неправдой мы не сможем войти в Царствие Божие. Господь, нисходя к каждому из нас, дает нам удивительную способность к самоочищению. Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние.

Покаяние есть в первую очередь осознание своей неправды. Мы признаем целесообразность самокритики во многих областях человеческой деятельности. Мы считаем, что политические деятели, неспособные критически оценить свои собственные действия, поступают неправильно. Мы считаем, что начальник, неспособный критически взглянуть на свою работу, подвержен ошибкам. Мы считаем, что исполнитель, который не умеет трезво оценить свои действия, чаще всего допускает ошибки. Почему же, допуская критическую оценку своих профессиональных возможностей, способностей и действий и считая это непременной положительной чертой каждого человека, мы часто исключаем покаяние из нашей жизни? Покаяние и есть критическая оценка самого себя, но не перед лицом людей, потому что в самокритическом отношении к себе всегда присутствует нечто не соответствующее в полной мере истине — из-за слабости, из-за боязни, из-за неготовности раскрывать душу другим людям. Покаяние есть возможность сбросить с себя грех, сказав самому себе правду о своей собственной жизни, и сделать это пред лицом Божиим.

Вот почему покаяние — в центре великопостного поприща. Чтобы помочь человеку раскаяться пред Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений, молитвы, частого причащения Святых Христовых Таин. Время поста — это время очищения души, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.

С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты. Сказать это и тем, с кем мы работаем и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним, потому что раскаяние пред ближним есть первый шаг на пути нашего раскаяния пред Богом. И да поможет всем нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы сегодня сделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему. Аминь.

Я сознаю, что и мне не все удается сделать так, как, может быть, от меня ожидали люди. Сознаю, что мои слова могут кого-то раздражать, вызывать несогласие, порождать конфликтный потенциал. Я сознаю также и то, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы сделать и чего от меня часто ожидают. Также сознаю и то, что по человеческой немощи мог кого-то обидеть — вольно и невольно, словом или делом или даже мыслию своею. За все это перед вами, а в вашем лице — перед всей Церковью, перед народом нашим приношу покаяние. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры. А теперь я прочитаю молитву перед началом Великого поста.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы