9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря. Последующее чинопоследование великого повечерия совершил наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В молитве Ефрема Сирина мы обращаемся к Господу с такими словами: «Дух же смиренномудрия даждь ми». Смирение и смиренномудрие являются тождественными понятиями. Но слово «смиренномудрие» помогает лучше понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова — «смирение» и «мудрость».
В современный культуре, той, что оторвалась от своих христианских корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае люди не понимают, о чем идет речь. В худшем — под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как странного, нежизнеспособного, безвольного, неспособного достигать поставленных целей — в общем, чаще всего неудачника. С другой стороны, человек сильный, то есть тот, кто убежден в необходимости опираться на силу в решении всех стоящих перед ним задач, воспринимается как положительный герой. Считается, что сильный человек способен подчинять себе других, достигать поставленных целей.
К сожалению, подобный образ человека, лишенного смирения, есть искусственный образ. Это некий миф. В самом деле, что происходит с человеком, когда он опирается исключительно на силу? Прежде всего, такому человеку не нужен Бог, ведь Бог не являет ежедневно и ежечасно Свою силу, ведь Бог не в громе и не в молнии говорит с нами. Нужно научиться слышать голос Божий, видеть присутствие Бога и в человеческой истории, и в нашей жизни, а для этого нужно быть чувствительным к воздействию на нас Божией благодати.
Человек, уповающий на свою собственную силу, чаще всего такой чувствительности лишен. Для него Бог в лучшем случае — философское понятие. В лучшем случае он соглашается с Божиим присутствием как с некоей теорией, но на практике в жизни такого человека Бога нет. Сила интеллекта, сила воли, сила убеждений, сила власти, сила денег, сила организации — вот что ставится превыше Бога, потому что, уповая на силу, многие и решают стоящие перед ними задачи.
Удивительные слова произнес Иоанн Златоуст, сказав, что добродетелью смирения как ничем другим достигаем мы высоты, славы, чести и величия. Святитель не сказал, что мы достигаем всего этого своей силой, но — добродетелью смирения. Так, может быть, Иоанн Златоуст ошибался, а правы все те, кто сегодня пишет книги, ставит фильмы и в центр поставляет героя, иногда страшного героя, который ни перед чем не останавливается, демонстрируя силу и опираясь на силу, а если необходимо, то и на насилие для достижения своих собственных целей? Однако правы не те, кто с иронией и презрением, а в лучшем случае с недоумением воспринимает смирение как добродетель, — прав Иоанн Златоуст, и вот почему. Смиренный человек ― это человек, для которого в центре жизни — Бог, и под суд Божий, а значит, под суд своей совести он поставляет свои деяния. Свое целеполагание, будь то жизненное целеполагание или текущие цели и задачи, смиренный человек увязывает с волей Божией. Такой человек тоже может опираться на силу интеллекта, на силу образования, на силу убеждений. Если у такого человека есть власть, он может опираться на силу власти; если у такого человека есть финансовые возможности, он может опираться и на эту силу. Но результаты его деяний будут служить не утверждению своего собственного «я», а славе Божией. Смиренный человек — это тот, кто поставляет себя под суд Божий.
Что же происходит в ответ на нашу готовность уступить Богу главное место в своей жизни, продолжая при этом свою профессиональную деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или занимаясь политикой и экономикой? Что помогает смиренному человеку, оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст? Ответом на этот вопрос являются слова Божии «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Если мы уступаем Богу главное место в своей жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией. Бог смиренному человеку сообщает часть своей Божественной силы, и с этой силой никакая человеческая сила сравниться не может. Вот почему великие светильники и угодники Божии, святые мужи и жены, в том числе цари, князья и полководцы, совершая успешно свои дела, получали помощь свыше ― потому что в смирении склоняли главы свои пред Богом, и Бог пребывал в центре их жизни.
Забвение такой добродетели, как смиренномудрие, очень опасно для человеческого общежития. В своей повседневной жизни мы страдаем от того, что эта величайшая добродетель встречается все реже. Как трудно встретить человека, имеющего и силу, и честь, и величие, которой был бы в душе своей смиренным и жил с Богом! Насколько иной была бы жизнь, если бы для достижения своих целей мы не прилагали только свою силу, но вместе с Богом устрояли эту жизнь. И неслучайно святой преподобный Ефрем Сирин молитвой своей призывает нас в течение Святой Четыредесятницы просить Бога, чтобы дух смиренномудрия даровал Он нам для нашего спасения. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси