Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Речь митрополита Московского и всея Руси Корнилия на открытии Освященного Собора в Белой Кринице

Речь митрополита Московского и всея Руси Корнилия на открытии Освященного Собора в Белой Кринице
Версия для печати
16 сентября 2006 г. 15:35

Белая Криница, Украина, 12 сентября. В своем выступлении на открытии Собора митрополит Московский и всея Руси Корнилий обратился к истории раскола и восстановления белокриницкой иерархии после присоединения к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия.

Г.I.Х.С.Б.п.н.

Преосвященные владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки и благочестивые миряне — участники Освященного Собора!

С чувством особого волнения и благоговейного трепета я открываю этот Собор на священной земле Белой Криницы. Поистине, эта благословенная земля стала новой обетованной землей для Нового Израиля — Древлеправославной Церкви Христовой. Здесь, в изгнании, вдали от родины тысячи русских людей сумели веками сохранять веру предков и обычаи Святой Руси. Сколько великих мужей освятило эту землю своим присутствием, сколько славных подвижников угодило здесь Господу постом и молитвою! Память многих из них мы торжественно вспоминаем в этом году.

Нынешний год богат датами, которые можно было бы назвать юбилейными. 350 лет назад, в 1656 году, по приказу патриарха Никона был тайно умерщвлен святитель Павел, епископ Коломенский и Каширский, великий поборник древлего православия, единственный русский архиерей, открыто выступивший против Никоновых новин. А 340 лет назад, в 1666 году, в Москве начал заседать большой Собор, который не только проклял старые богослужебные обряды и их приверженцев, благочестивых русских христиан, но и осудил самого патриарха-реформатора.

Принято считать, что с этого зловещего года, носящего в себе «звериное число», начинается вынужденное вдовство Святой Церкви — она временно лишается видимых епископов, ибо все они уклоняются в раскол. Такое прискорбное состояние Церкви было предсказано многими святыми мужами древности. Например, в XVI святитель митрополит Филипп, замученный по велению царя Ивана Грозного, с горечью предрекал: «Близко время, в которое Церковь Господня приемлет вдовство, и пастыри, яко наемники, призираемы будут». Но теми же святыми мужами было предсказано, что вдовство Церкви будет попущено Богом лишь до времени.

Прообразом этого вдовства является вдовство и вавилонский плен древнего Израиля, описанные в Ветхом Завете. В ту пору Господь не оставлял своих избранников, утешая Ветхозаветную Церковь через пророка Исаию: «Не бойся, ибо не будешь постыжена! Не смущайся, ибо не будешь в поругании! Ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой. Господь Саваоф — имя Его и Искупитель твой — Святый Израилев, Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена. Говорит Бог твой: На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Исаия 54, 4-7). И это Божие обетование исполнилось. Господь не оставил Своих избранников: плен окончился и Израиль вернулся на свою землю, восстановил Иеросалим и священный храм. Таким же образом, по воле Божией завершилось вдовство Новозаветной Церкви и был восстановлен епископский чин.

Пророк Ездра предсказывал, что вдовство Церкви продлится 180 лет, что в Писании образно определено как 180 минут или три часа: «И будет в то время: вооружатся друзья против друзей, как враги, и устрашится земля с живущими на ней, и жилы источников остановятся и три часа не будут течь» (3 Ездра 6, 24). По толкованию святых отец «жилы источников» суть епископы. С 1666 года по 1846 год — 180 лет или три библейских часа — «жилы источников» не текли и Церковь временно пребывала без единомысленных архиереев. Все это время благочестивые христиане надеялись на восстановление епископского чина и уповали на милость Великого Первосвященника Iсуса Христа и молитвы сонма древних святителей. Со слезами надежды они взывали к Богу по всей русской земле и в рассеянии.

И Христос не забыл Свою Невесту — Святую Церковь! Молитвы наших предков были услышаны. Господь явил им благочестивого и богобоязненного архиерея, святого митрополита Амвросия. Величайшее торжество Православия, присоединение святителя Амвросия к Церкви Христовой, свершилось именно здесь, на земле Белой Криницы, 160 лет назад.

Трудно найти слова для достойной похвалы митрополиту Амвросию, столь велик его подвиг. В истории Церкви этот святитель навсегда останется одним из выдающихся пастырей словесных овец Христовых, истинным подражателем и учеником начального Пастыря Iсуса Христа. Святитель Амвросий во всем повиновался евангельскому гласу и совершенно исполнил слова Спасителя: «Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец» (Евангелие от Иоанна 10, 11-15).

Таковым пастырем добрым был и святитель Амвросий. Ничто не могло отлучить митрополита от паствы, вверенной ему Самим Господом. Ибо в его сердце горел огонь чистой Христовой любви, которую так разъяснил нам апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь или теснота? Или гонение? Или голод? Или нагота? Или опасность? Или меч?» (Римлянам 8, 35). Равноапостольный подвиг служения Церкви принял на себя святой Авросий. Ни злоба сильных мира сего, ни клевета еретиков, ни тягостная ссылка, ни смертельная болезнь не отлучили его от Христовой Церкви. До последнего часа он не преставал молиться и думать о Ней. И Церковь не забыла своего доброго пастыря. 10 лет назад, в 1996 году на Всемирном Старообрядческом Соборе Митрополит Амвросий был прославлен в лике угодников Божиих, как истинный святитель Христов и исповедник древлего православия.

Но, говоря об этом великом святителе, невозможно умолчать о его верных соратниках и спутниках, благочестивых иноках Павле (Великодворском) и Алимпии (Звереве). Господу было угодно сделать этих верных сынов русской земли органами Святого Духа и златоковаными трубами истины. Ведь именно через них Господь обратился к митрополиту Амвросию, призвав его вернуться в Церковь. Подобно тому, как утренняя звезда являет восход солнца, эти богоизбранные иноки приуготовили всему миру явление истинного святителя Христова.

Иноки Павел и Алимпий явили нам высокие образцы христианского жития. Они были великими подвижниками, опытными в посте и молитвах, навыкшими во всенощных молениях, умном делании и непрестанном призывании сладчайшего имени Iсусова. Они были истинными начетчиками и богословами, искушенными в писаниях и книжном поучении. И их знания, приобретенные многими трудами и многим чтением, не остались бесплодными. Ради таковых добродетелей они удостоились быть Божиими посланниками и благовестниками. Господь соделал их новыми пророками, возвещающими Его славу всей вселенней. По их твердой и несомненной веры Христос подал им желаемое — обойдя всю землю, они обрели благочестивого архиерея. Но этими великими заслугами они и не помышляли воспользоваться для своего тщеславия. Они так никогда и не дерзнули вступить в лик священнослужителей. А ведь каждый из них несомненно был достоин не только иерейского сана, но и великого святительского чина. Вот подлинный образец христианского смирения!

В наше прискорбное и горькое время они являются истинными образцами для подражания! Увы, но даже среди христиан умалилось уважение к несомненным авторитетам, глядя на которых, многие поколения чад Церкви навыкали евангельским добродетелям. Да и сами эти добродетели не в чести у многих наших современников. Люди, живущие в безумном и жестоком современном мире, становятся подобны хищным зверям. Они забывают о любви, смирении, терпении и всепрощении. Алчность, злоба и зависть пленяют их сердца! Будучи христианами по имени, они уподобляются худшим чадам века сего, пятная белоснежные одежды Крещения скверною многих грехов. И разве не нас, многогрешных, сквозь века укоряет Спаситель? «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Евангелие от Матфея 17, 17).

Убоимся осуждения от Праведного Судии, убоимся вечного наказания, где не будет времени для покаяния. Исправим по слову Господню пути наши, во вси дни живота нашего поучаясь в Его благой правде, с любовью и почтением взирая на те примеры христианских добродетелей, что явил нам Всемилостивый Бог. И где же еще, как не на этой священной земле, можем мы помянуть подвижников прошлого, с жития которых нам надлежит брать пример! Великие мужи минувших веков, славное прошлое старообрядчества, обступают нас здесь живой стеною. Здесь даже самые камни хранят память о замечательных святителях прошлого, искусных иноках и благочестивых инокинях. И все напоминает здесь о неразрывной связи Белой Криницы как с древней Москвой, первопрестольным градом Русской Церкви, так и с Киевом — отцом городов русских и украинских. Как особенный промысел Божий можно рассматривать тот факт, что духовное наследие Московской Руси, хранимое староверами, было возрождено и укреплено именно здесь, на украинской земле.

Мы заседаем в священных стенах Успенского собора бывшего женского монастыря. Мало кто знает, как тесно связана его судьба с судьбой московского Рогожского кладбища. В скорбную пору тяжких гонений, сюда, в Белую Криницу переселилась со своими инокинями блаженная игуменья Александра из Рогожской слободы. Они-то и основали это монастырь. Среди инокинь этой обители была и старица Алевтина — мать приснопамятного инока Павла (Великодворского). А мужской монастырь в Белой Кринице был преимущественно населен выходцами из России, из разоренных обителей прославленной Ветки. Стараниями русских купцов-благотворителей Белая Криница украсилась величественными храмами и многоценной ризницей. Отдельно хотелось бы сказать о связях старообрядчества с украинской землей. В годину тяжких гонений, воздвигнутых на Старую Веру в московском государстве, многие христиане-старообрядцы нашли гостеприимное пристанище на украинской земле. Здесь были построены многие храмы, возведены монастыри. Здесь, в самые суровые времена, по древним славянским образцам продолжали печататься книги. Думается не случайно на этой земле покоится российский и украинский просветитель первопечатник Иван Федоров. По его книгам, до сей поры, служит старообрядческая Церковь, а его знаменитая Острожская Библия является главным каноническим текстом Священного Писания для всех староверов.

И на этой святой земле, живо ощущая неразрывную связь и молитвенное единство с нашими славными праотцами, мне хочется обратиться к вам, дорогие участники Собора, с призывом быть достойными наших предков. Будем сколь возможно подражать их вере и благочестию, совершенствуясь не только в видимых добродетелях, но и в добродетелях духовных. Сохраним не только внешнюю форму старообрядчества, но и его внутреннюю сущность, одновременно вселенскую и русскую, закаленную в вековой борьбе, проверенную вековыми испытаниями. От благочестивых предков мы переняли соборность, и гласом Церкви всегда был единодушный глас ее чад. От дедов мы научились стремиться к Небесному Царствию, строго соблюдая заведенный в веках истовый порядок Божественной службы. От отцов мы переняли любовь к земному отечеству, к нашему дому, к нашим семьям. Простой старообрядец, купец, казак или крестьянин, всегда был примером для окружающих: он не только ревностный богомолец, но и горячий патриот, любящий семьянин, честный труженик. Да будет этот отеческий образ нашим современным идеалом!

В нынешнее время, когда стираются государственные, культурные, национальные и религиозные границы, мы должны суметь остаться самими собой, русскими старообрядцами. Сохранимся мы — сохранится и Русь. Ибо старообрядчество, крепкое своею верой, своими традиционными ценностями, своим бытовым укладом, всегда было становым хребтом Руси.

Сохраним предания предков, не изменим завета старой веры! Пусть вечным призывом будут для нас слова священномученика и исповедника Аввакума: «И ты, правоверне, без сомнения держи предание святых отец, Бог тебя благословит, умри за сие, и я с тобою же должен. Станем добре, не предадим благоверия!». И я твердо уверен, что у современного старообрядчества есть силы и воля, чтобы, преодолев различные трудности, сохранить этот завет отцов, соблюсти истинную веру неповрежденной, а Церковь Христову непоколебимой.

Верую, что Податель всяческих благ, Господь наш Iсус Христос, подаст Освященному Собору необходимую мудрость, дабы наши решения были взвешенными и тщательно выверенными. Желаю делегатам Собора плодотворной работы на благо нашей Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Благодать Господа нашего Iсуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, и мое архипастырское благословение буди со всеми вами. Аминь.

Русская Православная старообрядческая Церковь