Уважаемые соотечественники!
Дорогие братья и сестры!
Происходящее в настоящее время строительство новой России невозможно без опоры на культурное и духовное наследие нашего народа, которое веками формировалось под влиянием Православия и высоких нравственных христианских ценностей. Мы обязаны использовать опыт поколений для воспитания достойных граждан и тем самым обеспечить духовную и культурную преемственность, что невозможно без правильной организации воспитательного процесса в учебных заведениях страны. Это задача огромной государственной важности.
Современный кризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа всё более обособляется от других институтов общества. С одной стороны, от родителей и семьи, где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению, а созиданию семейных и родовых ценностей. С другой стороны, школа не получает в должной мере научного осмысления своего практического опыта в воспитании. В результате в системе образования появились низкокачественные учебники и учебные пособия, далёкие от истинных научных знаний, практики и нравственных принципов. Школа перестала быть приоритетным объектом государственного управления. Вместе с тем образование не может и не должно являться функцией от экономики. Главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.
При несомненной важности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательного учреждения именно средняя школа должна быть признана государством ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственный и интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать всё, чтобы среднее учебное заведение могло дать ученику глубокие базовые знания в широком спектре дисциплин, практические навыки; привить интерес к творчеству и саморазвитию. Это позволит сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире.
Не менее важным и весьма полезным представляется организация школ продлённого дня, в которых после основных занятий уроки приобретают более свободную форму, проходя в школьных технических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивных залах.
Непременной является задача постоянного эстетического воспитания путём ознакомления с шедеврами мирового и отечественного искусства, развитие творческих способностей. При этом государство обязано предоставить одинаковые возможности для развития всех учащихся.
Подготовка гармонично развитых и способных к самореализации выпускников должна осуществляться не только через гибкое соединение универсальной и профильной целей образования, но и через воспитание навыков восприятия знания в духовной и научной формах, или образно говоря, «зажечь в умах свет знаний, а в сердцах — свет веры».
Приоритетный национальный проект совершенствования и развития отечественного образования должен опираться на чётко сформулированную концепцию реформы образования, разработанную правительственной комиссией и утверждённую Правительством Российской Федерации. В комиссию должны войти представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Академии наук Российской Федерации, ведущих университетов, специалисты из Совета Безопасности РФ и соответствующих институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций.
Нравственная, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на отечественных духовных и нравственных традициях, в отличие от природных ресурсов, составляет неисчерпаемое богатство России.
Мы призываем государство не экономить на школе и обеспечить качественный прорыв в сфере образования и науки, что в перспективе обеспечит превращение России из сырьевой державы в передовую страну с развитой отечественной экономикой.
Опыт показывает, что во многом будущее страны решается за школьной партой. Вот почему огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия, ибо он строит жизнь человека. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями, он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества учителя.
Духовно-нравственный потенциал российских учителей ещё достаточно высок, несмотря на разрушительные процессы последнего пятнадцатилетия. Но достойный многовековых традиций российской педагогики учитель должен иметь достойные условия труда и жизни; быть в центре внимания государства и общества. У каждого из нас был первый и любимый учитель. Вспомним его и сделаем всё, чтобы российское учительство не бедствовало, не обучало в разрушающихся школьных зданиях, не преподавало, использую контрафактные учебники и учебные пособия, не имея широкой опоры на научные и педагогические достижения последних лет.
Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре. Школа должна сформировать интерес учащегося не только к прошлому, но к настоящему и будущему своей страны. В России предстоит построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой одухотворенной нации и сохранит позиции лучшей интеллектуальной школы мира.
Основой системы образования должно стать воспитание национального духа и национального достоинства. А педагогику следует рассматривать как своеобразное искусство нравственного воспитания и передачи растущему поколению знаний и опыта, накопленных народом за века.
Обращение принято на Образовательных чтениях Центрального федерального округа, состоявшихся 18-20 сентября 2006 г. в городе Калуге.