Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

ОБРАЩЕНИЕ участников Образовательных чтений Центрального федерального округа

ОБРАЩЕНИЕ участников Образовательных чтений Центрального федерального округа
Версия для печати
22 сентября 2006 г. 14:04

Уважаемые соотечественники!
Дорогие братья и сестры!

Происходящее в настоящее время строительство новой России невозможно без опоры на культурное и духовное наследие нашего народа, которое веками формировалось под влиянием Православия и высоких нравственных христианских ценностей. Мы обязаны использовать опыт поколений для воспитания достойных граждан и тем самым обеспечить духовную и культурную преемственность, что невозможно без правильной организации воспитательного процесса в учебных заведениях страны. Это задача огромной государственной важности.

Современный кризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа всё более обособляется от других институтов общества. С одной стороны, от родителей и семьи, где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению, а созиданию семейных и родовых ценностей. С другой стороны, школа не получает в должной мере научного осмысления своего практического опыта в воспитании. В результате в системе образования появились низкокачественные учебники и учебные пособия, далёкие от истинных научных знаний, практики и нравственных принципов. Школа перестала быть приоритетным объектом государственного управления. Вместе с тем образование не может и не должно являться функцией от экономики. Главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.

При несомненной важности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательного учреждения именно  средняя школа должна быть признана государством ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственный и интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать всё, чтобы среднее учебное заведение могло дать ученику глубокие базовые знания в широком спектре дисциплин, практические навыки; привить интерес к творчеству и саморазвитию. Это позволит сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире.

Не менее важным и весьма полезным представляется организация школ продлённого дня, в которых после основных занятий уроки приобретают более свободную форму, проходя в школьных технических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивных залах.

Непременной является задача постоянного эстетического воспитания путём ознакомления с шедеврами мирового и отечественного искусства, развитие творческих способностей. При этом государство обязано предоставить одинаковые возможности для развития всех учащихся.

Подготовка  гармонично развитых и способных к самореализации выпускников должна осуществляться не только через гибкое соединение универсальной и профильной целей образования, но и через воспитание навыков восприятия знания в духовной и научной формах, или образно говоря, «зажечь в умах свет знаний, а в сердцах — свет веры». 

Приоритетный национальный проект совершенствования и развития отечественного образования должен опираться на чётко сформулированную концепцию реформы образования,  разработанную правительственной комиссией и утверждённую Правительством Российской Федерации. В комиссию должны войти представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Академии наук Российской Федерации, ведущих университетов, специалисты из Совета Безопасности РФ  и соответствующих институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций.

Нравственная,  интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на отечественных духовных и нравственных традициях, в отличие от природных ресурсов, составляет неисчерпаемое богатство России.

Мы призываем государство  не экономить на школе и обеспечить качественный прорыв в сфере образования и науки, что в перспективе обеспечит превращение России из сырьевой державы в передовую страну с развитой отечественной экономикой.

Опыт показывает, что во многом будущее страны решается за школьной партой. Вот почему огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия, ибо он строит жизнь человека. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями, он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества учителя.

Духовно-нравственный потенциал российских учителей ещё достаточно высок, несмотря на разрушительные процессы последнего пятнадцатилетия. Но достойный многовековых традиций российской педагогики учитель должен иметь достойные условия труда и жизни; быть в центре внимания государства и общества. У каждого из нас был первый и любимый учитель. Вспомним его и сделаем всё, чтобы российское учительство не бедствовало, не обучало в разрушающихся школьных зданиях, не преподавало, использую контрафактные учебники и учебные пособия, не имея широкой опоры на научные и педагогические достижения последних лет.

Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре. Школа должна сформировать интерес учащегося не только к прошлому, но к настоящему и будущему своей страны. В России предстоит построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой одухотворенной нации и сохранит позиции лучшей интеллектуальной школы мира.

Основой системы образования должно стать воспитание национального духа и национального достоинства. А педагогику следует рассматривать как своеобразное искусство нравственного воспитания и передачи растущему поколению знаний и опыта, накопленных народом за века.

Обращение принято на Образовательных чтениях Центрального федерального округа, состоявшихся 18-20 сентября 2006 г. в городе Калуге.

Другие документы

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению