Накануне праздника Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к читателям газеты «Известия» (выпуск от 22 апреля 2011 года).
Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Вновь Бог сподобил нас переживать дивную радость Светлого Христова Воскресения — «праздника праздников и торжества из торжеств».
Христос Воскресе! Этим ликующим возгласом ежегодно на протяжении многих столетий, из поколения в поколение встречают верующие во Христа величайшее событие вселенской истории.
Путь христианина к этому дню пролегает через долгий и духовно сосредоточенный, покаянный Великий пост, через скорбные дни Страстной седмицы, когда мы призваны осмыслить значение событий двухтысячелетней давности для каждого из нас.
Размышляя о вселенской уникальности подвига Сына Божия, Ф.М. Достоевский в одном из писем формулирует собственное, личностное исповедание Спасителя. В устах истово верующего человека, каким был наш великий писатель и христианский мыслитель, оно звучит на первый взгляд парадоксально и даже искусительно: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». В «Бесах» этот посыл еще более усиливается знаменательным уточнением: «Если бы математически доказали вам...»
Эта неожиданная мысль Достоевского способна шокировать всякого, кто хорошо помнит, что именно было сказано Спасителем апостолу Фоме в канун Его крестных страданий и Воскресения: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
Однако все становится на свои места, и кажущееся противоположение истины — Христу легко снимается, если допустить, что Достоевский здесь в полемическом заострении как бы рассуждает от имени человека маловерного, агностика или даже атеиста. Но — интеллектуально честного, нравственно чуткого и эстетически восприимчивого, не способного противостоять притягательности светоносной, жертвенной, исполненной любви и всепокоряющей личности исторического Иисуса Христа.
Ибо Сын Божий избрал вольное страдание и принес искупительную жертву за грехи всего рода людского, не делая ни для кого изъятия и никому не оказывая предпочтения. Верующий, агностик или атеист, любой человек изначально является любимым творением Божиим, а значит, никто не потерян для спасения до тех пор, пока жив. Смертию смерть поправший, Господь призывает к жизни вечной всех нас, Он всегда открыт для любого, и Он терпеливо ждет каждого. Его благодать изливается на весь Божий мир, питая и оживотворяя его.
И поэтому в этот светлый день столь торжествующе, победно и всеобъемлюще звучит обращенное ко всему человечеству «Огласительное слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Итак, все — войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!.. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»
Присоединяюсь к этому вдохновенному слову, поздравляю вас с праздником и призываю радостно открыть свое сердце навстречу Воскресшему Христу!
Патриархия.ru