21 мая 2011 года, в день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, который празднуется ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских, а также совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, «за веру и правду в годы лихолетия мученическую кончину претерпевших», и вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам Российским. По окончании богослужений Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, отец настоятель Кирилл!
В этот день, когда мы по традиции собираемся на Бутовском полигоне, на месте мученической кончины множества наших соотечественников, я хотел бы сердечно поздравить с праздником Святой Пасхи духовенство Московской городской и Московской областной епархии, матушек игумений и всех тех, кто сегодня находится здесь, предстоя Богу в молитве о безвинно убиенных, умученных на сем месте, а также и обращается к ним с молитвой о ходатайстве за землю нашу и за Церковь нашу. Христос Воскресе!
В субботу четвертой седмицы по Пасхе читается Евангелие от Иоанна (Ин. 8:31-42), в котором содержатся удивительные слова об истине. После того, как Господь оправдал блудницу, взятую в прелюбодеянии, — ту самую женщину, которую хотели побить камнями по закону иудейскому, после того, как Он защитил ее и оправдал любовью и милостью Своею, Он обратился к собравшимся с пронзительными словами — столь обличительными, что было в какой-то степени странно услышать их от Спасителя в первые годы Его служения. Известно, что чем ближе к крестным страданиям, тем сильнее становились обличительные слова Господа, которые достигли своего апогея на Страстной седмице — в те три дня, что Господь проповедовал в Иерусалиме до Тайной Вечери в Великий четверг. До этого должны были пройти еще годы, но Он обращается к собравшимся с пронзительным и гневным обличением, и в центре этого обличения ― свидетельство об истине. «Познайте истину, ― говорит Господь, ― и истина сделает Вас свободными». На что собравшиеся сказали: «Мы дети Авраама и никогда и нигде не были в рабстве. Что же Ты говоришь нам, что Ты нас освободишь и сделаешь свободными?» И тогда Господь одной фразой, несколькими словами открывает глубочайший смысл того, что есть свобода: «Всякий делающий грех есть раб греха».
Наверное, трудно было уразуметь слушавшим Спасителя смысл того, что Он сказал. Но мы, живущие в XXI веке, даже если совсем незнакомы с историей, хорошо знаем одно: стремление к свободе — в том виде, как это чаще всего предлагают нам те, кто не связывает свое слово со словом Божиим; призывы бороться и жизнь свою отдавать за свободу чаще всего заканчиваются рабством.
Это не значит, что христианская традиция и Церковь отрицают право человека быть свободным в исторических обстоятельствах. Но это означает, что с точки зрения Церкви подлинная свобода есть свобода от греха. Лишь тогда, когда человек связывает с борьбой за свободу от внешних стесняющих обстоятельств стремление к освобождению от греха, — только тогда и никогда иначе эта борьба против внешних стеснений приводит к тому, о чем человек и мечтает ― к подлинному освобождению человеческой личности. Потому что именно в освобождении от греха познается истина человеческого бытия, расставляются приоритеты человеческой деятельности, и каждый именно в свете свободы от греха способен видеть, что есть подлинная свобода.
Ну, а если людей увлекают на путь борьбы исключительно для того, чтобы освободиться от внешних стесняющих обстоятельств, но не обращаются при этом к душе человека, то такой поиск свободы, тем более такая борьба за свободу ведется вне истины, и человек становится легкой добычей заблуждений. Разве не под знаком борьбы за свободу Отечество наше было ввергнуто в пучину кровопролитной гражданской войны? Сколько неповинных людей было убито только потому, что кто-то считал, что убивая своих братьев и сестер, он обеспечит свободу себе и, может быть, своим детям! Но разве такая борьба могла обернуться подлинной свободой? И завершилось все страшным террором, когда и тех, кто боролся за мнимую свободу, убивали и истязали.
Из всего этого огромного числа людей, что были убиты в годы террора, мы особым образом прославляем тех, кто погиб за веру, потому что их жизнь соответствовала тому, к чему призывает нас Господь: «познайте истину, и истина сделает вас свободными». Они боролись за то, чтобы сохранить истину Божию, и погибли.
Кто-то может сказать: «А где же та свобода, во имя которой они боролись? Где истина, и почему эта истина их не спасла?» Мы знаем, что они обрели подлинную свободу не только в Царствии Божием, но даже тогда, когда не сгибались перед диктатом гонителей, когда не боялись смерти, когда не клеветали на своих ближних, когда принимали со смирением крест, который Христос на них возлагал, — свидетельствуя подвигом своей жизни и своей смерти об истине, которая освобождает человека в Боге.
И сегодня мы прославляем их как победителей в той страшной схватке. В глазах мучителей они были побежденными. Их память хотели стереть с лица земли. Их добрые имена пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли их в политических преступлениях. Но мы знаем, что это были люди, которые жизнь свою отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу.
Подвиг новомучеников и исповедников — это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Русской Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.
Для современных людей существует не меньше искушений и соблазнов, чем для тех, кто пострадал за истинную свободу. Конечно, сегодня никто никого не принуждает насильно отказаться от своих убеждений, но как много соблазнов и искушений от тех, кто насаждает иную, богопротивную философию жизни, в которой нет истины! И чаще всего это насаждение богопротивных взглядов по-прежнему сопровождается призывом к свободе человека: «во имя свободы сбросьте оковы, отбросьте предубеждения, станьте раскованными, свободными». И как много людей, особенно молодых, поддаются на эти страшные уловки и думают, что свобода там, где нет никаких сдерживающих душу обстоятельств, никакой внутренней дисциплины, никакой ответственности! Но эта «свобода» и есть то рабство греху, о котором предупреждал Христос, и ничего доброго ни для человека, ни для общества, ни для всей человеческой семьи такая «свобода» принести не может.
Поэтому, празднуя память святых новомучеников, в Бутове пострадавших, невинно за Христа здесь умерщвленных, мы тем самым празднуем память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Прославление Церковью нашей святых новомучеников, ежегодное торжественное празднование их памяти здесь, на Бутовском полигоне, является свидетельством их победы над мучителями, верности их жизненной позиции, их взглядов на истину и свободу.
Пусть поможет всем нам Господь быть верными тому, чему были верны новомученики и исповедники Бутовские, чему были верны мученики и исповедники Церкви нашей. Да поможет нам Господь хранить верность Его истине и через эту истину обретать свободу — и свободу от стеснений внешними обстоятельствами, и подлинную свободу духа для Царства Небесного. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси