Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» на тему: «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в ХХ веке».
Ваше Святейшество и все высокое собрание!
Я избрал эту тему, потому, что не всем ныне известны обстоятельства трагической и героической жизни русского Афона в минувшем веке.
Русское святогорское иночество наряду с периодами расцвета переживало и времена упадка и запустения. Одним из таких драматических — является совсем недавнее от нас время — ХХ век.
В начале ХХ века (1) русские на Святой Горе владели Пантелеимоновым монастырем, 2 скитами, признанными официально, 2 скитами не признанными, 31 келией и множеством других мелких поселений. Численность русских монахов в 1903 году равнялась 3496 человек (2).
Славянские монастыри здесь всегда пользовались автономным управлением, однако их положение, к сожалению, изменилось в худшую сторону, когда внешняя власть над Святой Горой перешла от мусульман-турок к православным грекам в 1912-1913 гг. (3). Последние сразу же обнаружили стремление поставить святогорскую общину под свой контроль (4) и подчинить ее светской юрисдикции (5).
Греческое правительство в сложной международной обстановке первой половины ХХ века, хотя и должно было «признавать и соблюдать традиционные права и свободы, которыми пользовались негреческие монашеские общины Афона» (6), на деле, вопреки гарантиям Лиги Наций, безнаказанно проводило на Афоне ряд законодательных и административных мер (7), противоречащих Лозанскому договору. Греческие власти приняли все меры для того, чтобы прекратить приток в Пантелеимонов монастырь русских иноков, количество которых к 1928 г. (8) уменьшилось до 20 человек. Афон стал превращаться в ассоциацию только греческих монастырей.
В феврале 1945 года святогорская русская братия обратилась с просьбой о помощи (9) к Русской Православной Церкви, которая подняла свой голос в защиту всеправославной святыни (10). С этого момента началась трудная и фактически продолжающаяся до сих пор борьба Русской Православной Церкви за сохранение русского присутствия на Святой Горе.
Важной вехой в отношениях с Афоном стало его посещение в начале 1959 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом (в последствие — митрополитом) Никодимом (Ротовым), который в своем отчете о поездке указал о необходимости незамедлительного увеличения числа монашествующих Пантелеимоновского монастыря из числа иноков с Родины. Владыка Никодим не оставлял с тех пор попечения об Афоне. Русская Православная Церковь в лице своих Предстоятелей лично и через председателей ОВЦС делала непрекращающиеся попытки пополнить братию монастыря. Неоднократно в минувшие десятилетия она обращалась к Патриархам Константинопольским, Архиепископам Афинским и греческому правительству по поводу бедственного положения Русского Афона. Каждый контакт с Грецией использовался для постановки этого вопроса.
Невозможно без духовного волнения знакомиться с письмом схиигумена Илиана (Сорокина) от 29 октября (11 ноября) 1959 года на имя председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича), где указывались все усугубляющиеся трудности, переживаемые русским монашеским братством. «Наш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки... Основная причина этого бедственного положения — оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в монашеское братство... Нас осталось сейчас всего 50 человек, самому молодому из нас 54 года, большинство семидесяти- и восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение» (11).
В результате постоянных усилий Русской Церкви периодически удавалось посылать нескольких иноков в Свято-Пантелеимонов монастырь, но их число, конечно, не могло решить проблемы.
К сожалению, следует констатировать, что Константинопольские патриархи не способствовали разрешению этого вопроса, о чем свидетельствует переписка между Предстоятелями Русской и Константинопольской Церквями в течении всей 2-й половины ХХ века. Патриархи Московские неоднократно выражали свое недоумение и огорчение в связи с этим (12).
Стараясь сделать все возможное в этих условиях, от Русской Церкви периодически отправлялись посылки (13), которые свидетельствовали о глубокой любви русского верующего народа к афонским инокам. «Мы всегда помним вас, — свидетельствовал митрополит Никодим, — своих русских иноков, находящихся вдали от родного края, в трудных и тяжелых условиях несущих свои подвиги духовного совершенствования и молитвы. Бог даст, устроятся дела русского иночества на прославленном с древних времен Святом Афоне» (14).
В 1964 году Афон посетила первая после 1917 года четырнадцатичленная официальная паломническая делегация РПЦ во главе с начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Ювеналием (Поярковым). В делегации были профессора Московской и Ленинградской Духовных Академий. Такие поездки стали впоследствии живой связью нашей Церкви со Святой горой.
В 1968 году русское святогорское братство пережило тяжелую утрату. С кончиной игумена, архимандрита Михаила, окончательно опустел Андреевский скит с его прекрасными строениями и самым большим на Балканах Андреевским собором (15), а потом и Ильинский (16).
14 февраля 1969 года в Афинах был издан закон относительно прав губернатора Св. Горы Афона, известный как закон № 124. По этому закону губернатор получал почти неограниченную власть на Афоне, контролировал жизнь монастырей и решения Кинота, пользовался правами и обязанностями судебного следователя. По этому закону бралось под контроль все движимое и недвижимое имущество и сокровища в них, а пропажа имущества, всякое повреждение или нерадивое хранение влекло за собой осуждение виновных на тюремное заключение до 2-х лет. На Афоне этот закон рассматривался как нарушение и попрание многовековых прав и традиций.
С резкой критикой этого беспрецедентного положения в отношении святогорцев со стороны Греческой хунты выступала РПЦ и лично митрополит Никодим, в результате чего Греческое правительство персонально отказало ему в визе, когда он должен был возглавить делегацию РПЦ на торжествах, посвященных 800-летию Пантелеимонова монастыря. Однако, четкая и ясная позиция Московского Патриархата по отношению к декрету № 124 позволила завоевать расположение не только русских иноков Афона, но и Кинота (17).
В 1980 и 1982 годах во главе паломнических групп Афон посещал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, Управляющий делами Московской Патриархии (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси), который также указывал на острую необходимость пополнить братию Пантелеимонова монастыря.
Во время посещения Афона в июне 1992 года Святейший Патриарх Алексий II в своей речи на приеме в Протате Святой Горы отметил постепенное увеличение числа насельников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и выразил надежду, что с помощью Божией эта древняя обитель возродится во всей своей былой славе.
Следует указать, что по-прежнему оставалась неразрешенной проблема бывших русских скитов18 на Афоне — Андреевского (19) и Ильинского (20).
В настоящее время в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре численность братии составляет 60 человек. Таким образом, можно констатировать, что Священноначалию Русской Православной Церкви, ценой многолетних настойчивых усилий удалось в самый критический период истории Русского Афона предотвратить его физическое вымирание.
1 октября 2006 г.
1. В 1903 году из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келии) русских было 3496, грузин — 41, болгар — 307, сербов — 16, румын — 286. Греки, имея в своем распоряжении 17 главных монастырей, 7 скитов и 154 келии, имели 3276 монахов.
2. Милонакос Никифор Г. Святая Гора Афон и Славяне. /Пер. с греч. Б.Нелюбова. Машинопись. Афины, 1960. — 189 с. С. 113.
3. Греческие войска заняли Афон 2 (15) ноября 1912 года, и с помощью афонских греков-монахов, согласно Бухарестской конференции 26 августа 1913 г. Афон был отдан Греции.
4. На Лондонской конференции послов 11 августа 1913 года было достигнуто соглашение, что Афон будет пользоваться независимой и нейтральной автономией.
5. Турецкая администрация не ограничивала самоуправление Афона и не препятствовала пополнению русских обителей иноками из России.
6. Статья 13 Севрского договора от 10 августа 1920 г., вошедшая в Лозанский мирный договор от 24 июля 1923 г., который был зарегистрирован Лигой Наций 5 сентября 1924 г. под № 701.
7. Так, в 1924 г. был составлен и принят Кинотом Афона новый статут, который в 1926 г. был утвержден Константинопольским Патриархом Василием III и стал законом Греческого королевства, а 10 сентября 1926 года греческое правительство издало закон, согласно которому все афонские монахи, независимо от их национальности, считаются подданными греческого государства. В силу этого закона в афонские монастыри не может быть вновь принято лицо, не имеющее греческого подданства. А для того, чтобы лицо негреческой национальности могло получить право на греческое подданство, оно должно прожить в Греции не менее 10 лет, причем сведения о нем в полиции должны быть благоприятными. Русские и другие славянские обители были лишены их прежних прав и привилегий, было фактически аннулировано их равенство в правах с греческим населением. Обращения в Священный Кинот, к Константинопольскому Патриарху, к греческому правительству и в Лигу Наций не дали никаких результатов.
8. Архив ОВЦС. Папка «Афон».
9. В своем послании на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ╡ игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин писал: «Пользуясь случаем этого первого после многих лет перерыва письменного общения с Русской Церковью, мы обращаемся от имени нашего Русского монастыря Святого Пантелеимона и всех русских монахов Святой Горы к Вашему Святейшеству с нижеследующей просьбой: Вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжелым стеснениям со стороны греческого правительства...
Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение, за которыми последует общая гибель Святой Горы как особой монашеской автономной области. Мы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, беде русских людей на далеком Афоне, нам может помочь одна лишь Россия...» (Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а).
10. В письме от 9 августа 1946 года на имя Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпова Святейший Патриарх Алексий предложил целый ряд практических мер по улучшению положения русских иноков на Афоне, а 5 мая 1947 года Патриарх обратился с окружным Посланием к Предстоятелям Автокефальных Поместных Православных Церквей, прося их обратить внимание на бесправное положение русских иноков Афона.
В 1948 г. на Совещании глав и представителей автокефальных православных церквей в Москве было отмечено тяжелое положение Русского Пантелеимонова монастыря. Московское Совещание призвало Предстоятелей всех Автокефальных Православных Церквей обратить внимание на судьбу афонского монашества в настоящее время, и в особенности на трудное положение монахов негреческой национальности.
11. Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а.
12. Так, например, в телеграмме на имя Патриарха Константинопольского Димитрия от 12 ноября 1973 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен писал: «Необъяснимое молчание воспринимается Нами как игнорирование Наших обращений к Вашей Святыне, приносит Нам огорчение и, к глубокому прискорбию Нашему, способствует только ослаблению братских уз, связующих Наши Святые Церкви».
13. Греческие власти преследовали русских иноков на Афоне за письма и посылки, получаемые с Родины, а также, порой, не разрешали Русской Церкви передавать и материальную помощь. Так, например, после сильного пожара в Пантелеимоновом монастыре в 1959 г., в результате которого пострадала библиотека и редчайшие рукописи XI-XVI вв., оказалось невозможным послать жертву. Вот что писали по этому поводу насельники монастыря: «Нам очень прискорбно, что греки пишут в своих газетах, что русские афонские монахи не желают принять жертву от Святейшего Патриарха Алексия, а также и новых монахов, — все это неправда. Мы все желаем соединиться с Православной Русской Церковью, но враги не допускают...» (Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а).
14. Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а.
15. Грекам удалось доказать, что скит построен на земле Ватопедского монастыря. После смерти последнего русского инока из скита была вывезена наиболее ценная утварь, иконы, святыни. Оставшись необитаемым, скит очень быстро стал разрушаться.
16. После смерти его настоятеля схиархимандрита Николая скит подпал под влияние иноков, приверженцев Русской Зарубежной Церкви. В нем прекратилось не только традиционное для русских афонских обителей поминовение имени Патриарха Московского и всея Руси, но и возношение имени Константинопольского Патриарха, являющегося каноническим епископом Святой Горы, что в конечном итоге и обусловило потерю для русских и этого скита.
17. В результате греческие монахи увидели в лице Русской Православной Церкви единственную поддержку против притязаний военной хунты на права монастырей Афона, благодаря чему Кинот, по словам епископа Ювеналия, «не прочь бы сейчас, после нового положения на Афоне, пускать русских, так как только от них можно ожидать помощи». (Архив ОВЦС «Афон», 1969 г.).
18. При посещении Андреевского скита, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий при виде картины разрухи и запустения, царящего в обители, сказал представителям Ватопедского монастыря: «Понятно, что в атеистическом государстве, каким был Советский Союз, разрушались, разграблялись и осквернялись храмы, созданные трудом и молитвами наших предков, но когда нечто подобное происходит в православной стране, на Святой Афонской Горе — этому я не могу найти оправдания. Мы должны любой ценой сохранить для грядущих поколений те святыни, которые нам передали наши предшественники». (Архив ОВЦС. Папка «Афон»).
19. В последние годы ситуация в Андреевском скиту постепенно начала исправляться в связи с направлением туда десятка греческих монахов из Ватопедского монастыря, а также размещения на его территории афонской богословской академии.
20. Что касается Ильинского скита, то как раз незадолго до приезда на Афон главы Русской Православной Церкви 20 мая 1992 года по требованию Священного Синода Константинопольского Патриархата в присутствии двух его представителей, митрополитов Мелитона и Афанасия, а также губернатора Афона греческая полиция выдворила за пределы Святой Горы находившихся там пятерых русских монахов, принадлежавших к Русской Зарубежной Церкви. Формально эти иноки были изгнаны за отказ поминать за богослужением имя Константинопольского патриарха как канонического епископа святой горы. Однако на просьбу Святейшего Патриарха Алексия заселить опустевший скит иноками из России ответа Константинопольского патриарха Варфоломея и Священного Кинота Святой Горы Афон так и не было получено, несмотря на то, что предложение об этом исходило со стороны губернатора Афона. Скит перешел в ведение монастыря Пантократор и в настоящее время находится в запустении.
Сайт Московской епархии/Патриархия.ru