С 10 по 13 октября Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и его отдел «Музей русской художественной культуры XVII века — церковь Покрова в Филях» приглашают принять участие в девятой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII — первой половины XVIII века «Филевские чтения», которая будет проходить в ЦМиАР.
Начало утренних заседаний — 10.00, дневных заседаний — 15.00. Регламент докладов — 20 мин. Обсуждение в конце каждого заседания.
10 октября.
Утреннее заседание.
— Черная Л.А. (МГХИ им. В.И. Сурикова). К вопросу о сущности переходного процесса в русской культуре XVII — начала XVIII вв.
— Ковтырева Л.В. (ГТГ). К проблеме личностного начала в русском изобразительном искусстве второй половины XVII века.
— Бусева-Давыдова И.Л. (НИИ РАХ). Тема «Моления о народ» в иконописи XVII века.
— Борисова Т.С. (Музей-заповедник «Московский Кремль»). Новые архивные сведения о живописце Василии Познанском.
— Майорова Н.А. (Тверская картинная галерея). Иконостас 1690-х годов из Спасо-Преображенского собора в Твери.
— Басова М.В. (ГМИР). Рама от иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» XVII века из собрания Государственного музея истории религии.
— Тарасенко Л.П (ЦМиАР). Икона «Богоматерь Владимирская, с 64-мя клеймами сказания» из Балахны в собрании ЦМиАР.
— Звездина Ю.Н. (Музей-заповедник «Московский Кремль»). Икона «Богоматерь Ильинская-Черниговская» 1696 года — дар Петру I в память азовской победы.
Дневное заседание.
— Пушков В.П. (МГУ), Пушков Л.В. (Главархив г. Москвы). Архив Приказа книгопечатного дела как источник по истории русской книжности второй половины XVII века.
— Ковригина В.А. (МГУ). Иноземец Яков Андреевич Гассениус и его вклад в часовое дело Москвы конца XVII — начала XVIII века.
— Липатова С.Н. (ЦМиАР). Фрески собора Сретенского монастыря в Москве: история и программа росписи.
— Хачумян А.Г. (ГИМ). Икона «Евангелист Иоанн Богослов» Тихона Филатьева из церкви Рождества Богоматери в Голутвине.
— Сахарова О.М. (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник). Иконы второй половины XVII века из Входоиерусалимской церкви в Переславле Рязанском в собрании Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
— Казаринова Н.В. (Пермская художественная галерея). Икона «Святой Нифонт, в житии» конца XVII — начала XVIII века из собрания Пермской художественной галереи и борьба со скоморохами.
—Пуцко В.Г. (Калужский художественный музей). Святые простолюдины в русской иконографии XVII-XVIII веков.
11 октября.
Утреннее заседание.
— Тарабарина Ю.В. (НИИТАГ). Собор Алексеевского монастыря в Чертолье.
— Вдовиченко М.В. (НИИТАГ). Успенский собор в Смоленске: этап строительства XVII века.
— Седов В.В. (Институт археологии РАН, МАРХИ). Новгородские формы собора Зеленецкой пустыни.
— Мерзлютина Н.А. (ЦМиАР). Успенская церковь в Воронеже: К вопросу о двустолпных храмах XVII века.
— Масиель-Санчес Л.К. (НИИТАГ). Свет Лавры in partibus infidelium: «украинизмы» в архитектуре Сибири второй трети XVIII века.
— Алитова Р.Ф. (Музей-заповедник «Ростовский Кремль»). Казанская церковь в селе Курба и реминисценции «нарышкинского» стиля в русской архитектуре второй половины XVIII века.
— Никитина Т.Л. (Музей-заповедник «Ростовский Кремль»). Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба — памятник ярославской стенописной традиции.
— Тихомирова Е.Л. («Костромареставрация»). Стенопись Ильинской церкви села Яковлевского Костромского района — неизвестный памятник первой четверти XIX века.
Дневное заседание.
— Ченцова В.Г. (Институт всеобщей истории РАН). Привоз в Москву иконы Влахернской Богоматери: предварительные замечания к изучению греческих грамот.
— Чеснокова Н.П. (Институт всеобщей истории РАН). К вопросу об иконах Христианского Востока в Москве в середине XVII века (по документам Посольского приказа).
— Комашко Н.И. (ЦМиАР). Русские иконы XVI-XVIII веков в Румынии.
— Пискун Ю.А. (Белорусская государственная академия искусств). Иконопись Полесья.
— Кондратюк А.Ю. (Киево-Печерский заповедник). Опыт исследования стенописей украинского барокко в семантическом аспекте.
— Лопухина Е.В. (Киево-Печерский заповедник). Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры.
— Хромов О.Р. (НИИ РАХ, НИОР РГБ). Гравюры в рукописных книгах Румянцевского собрания РГБ. К вопросу о составлении сводного каталога гравюр в собрании научно-исследовательского отдела рукописей РГБ.
12 октября.
Утреннее заседание.
— Комашко Н.И. (ЦМиАР). Об освидетельствовании нижегородских иконописцев в 1723 г.
— Пестова А.И. (Пермская государственная художественная галерея). Иконостас Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря и его исторического преемника - Пермского кафедрального собора.
— Мохова Г.А. (Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых). Иконописание вятского Успенского Трифонова монастыря XVI-XVIII веков.
— Виноградова Л.П. (Ивановский художественный музей). Икона «Богоматерь Иерусалимская» из собрания Юрьевецкого историко-художественного музея в контексте костромской иконописной традиции.
— Юрьева Т.В. (Ярославский госуниверситет). Иконостас Свято-Троицкого храма села Горицкое Даниловского района Ярославской области.
— Антонова Л.И. (ЦМиАР). Пучежские фрески в собрании ЦМиАР и их место в росписи церкви Воскресения Христова.
— Кожух Н.М., Трифонова Н.Я. (Минск, НХМ РБ). Изучение произведений русской иконописи в собрании Национального художественного музея Белоруссии.
Дневное заседание.
— Сиговский П.Я. (Люблин). Церкви в Корощине и Теpeбуне на Западном Буге, основанные князями Шуйскими.
— Ярошевич А.А. (Минск, НХМ РБ). Житийные иконы преподобного Онуфрия Великого.
— Гамлицкий А.В. (НИИ РАХ). Библейские гравюры Питера ван дер Борхта: от Антверпена до Ярославля.
— Яворская С. Л. (Домодедовский музей). Образ Распятия. К вопросу об иконографии, типологии и стилистических особенностях большемерных резных распятий второй половины XVII века.
— Николаева М.В. (РГАДА). Церковный иконостас: позолотные работы в храмах Москвы и Подмосковья в первой четверти XVIII века.
— Власова О.М. (Пермская художественная галерея). Московские традиции в Пермской деревянной скульптуре XVIII века.
— Гнутова С.В. (ЦМиАР). Иерусалимские паломнические реликвии Нового времени в России.
13 октября — автобусная поездка по памятникам архитектуры ближнего Подмосковья с посещением Николо-Угрешского монастыря (по предварительной записи).
Адрес: Москва, Андроньевская площадь, 10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Проезд: Ст. м. «Пл. Ильича», «Римская».
Телефоны: (495) 678-5055, 678-1489, 678-1467. E-Mail: rublevmu@aha.ru.
«Музеи России»/Патриархия.ru