6-7 октября в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле состоялась четвертая ежегодная богословская конференция.
Проведение подобных конференций является уже доброй традицией и привлекает заслуженное внимание не только за границей, но и в России. Приветствия в адрес участников конференции прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, председатель Российского фонда культуры Никита Сергеевич Михалков.
Нынешняя конференция была посвящена выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому) и была приурочена к 70-летней годовщине со дня кончины святителя.
Мощная фигура митрополита Антония — богослова, общественного деятеля, иерарха — всегда привлекала и всегда будет привлекать внимание церковных и светских ученых, всех, кому не безразлична судьба России и Русской Церкви. Именно поэтому четвертая богословская конференция, проводимая в Свято-Троицкой семинарии в этом году, вызвала такой неподдельный интерес и живой отклик.
Кроме докладчиков из числа преподавателей самой Свято-Троицкой семинарии, на конференции были представлены такие известные научные центры, как Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Российский государственный архив Санкт-Петербурга, Московская Духовная Академия, Свято-Тихоновский православный университет.
Из зарубежных учебных заведений в конференции приняли участие представители колледжа Смита, колледжа св. Олафа, университета Олбани, Папского Восточного Института.
Большое внимание к конференции было проявлено священноначалием Русской Православной Церкви Заграницей. В ней приняли участие Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.
Владыка Лавр выступил с обращением по случаю семидесятилетия блаженной кончины митрополита Антония, а преосвященный Михаил прочитал доклад на тему «Митрополит Антоний Храповицкий и его мысли о Достоевском как проповеднике Возрождения».
Празднование юбилейной даты со дня кончины владыки Антония носило не только научный, но и молитвенный характер. В субботу 7 октября в Свято-Троицком соборе была отслужена Божественная литургия, после чего состоялась панихида по почившим митрополитам Антонию и Анастасию, за которой молились участники конференции, братия Свято-Троицкого монастыря и богомольцы.
Участники конференции в своих докладах попытались охватить все стороны многогранной деятельности владыки Антония, дать оценку его обширному духовному, богословскому, и церковному наследию.
Многими докладчиками справедливо было отмечено, что такие выдающиеся личности, как митрополит Антоний, всегда будут оцениваться неоднозначно как современниками, так и потомками, причем та или иная оценка будет зависеть не от реальных действий, мыслей и высказываний, а зачастую от ангажированности самих критиков.
Наряду с признанием заслуг и той огромной положительной роли, которую этот выдающийся архипастырь сыграл в жизни Русской Церкви и Русского государства, встречаются также нападки и обвинения, зачастую превратившиеся в стандартные клише. Опровергнуть эти заблуждения, выявить действительную причину тех или иных высказываний и поступков владыки Антония, являлось одной из целей устроителей и участников конференции.
Сообщения, представленные вниманию участников и гостей конференции были посвящены практически всем сторонам деятельности великого архипастыря.
Будучи в 27-летнем возрасте назначен ректором Московской Духовной Академии, архимандрит Антоний внес в ее стены совершенно новый дух, освободив Академию от мертвящей схоластики и формализма. Уже в это время будущий русский святитель проявил себя как любитель и почитатель ученого монашества, сторонник живого, неформального общения в студенческой и академической среде. При участии молодого ректора был создан студенческий кружок проповедников, распространявших слово Божие в среде простого народа.
Из числа учеников архимандрита Антония вышла впоследствии плеяда выдающихся архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, многие из которых впоследствии увенчались мученическим венцом.
Ряд докладов были посвящены деятельности владыки Антония на Волынской кафедре, где он проявил себя как ревнитель народного и духовного просвещения, храмостроитель, борец за права угнетенных православных Карпатской и Холмской Руси.
Не обошли участники конференции и полемические вопросы, до сих пор вызывающие дискуссию вокруг образа владыки Антония. Ряд докладов были посвящены отношению владыки к еврейскому вопросу, движению имяславцев, отношению с митрополитом Сергием (Страгородским), его пониманию догмата Искупления.
В докладах было подчеркнуто, что наряду со славянофильством, глубокой любовью к исконно русскому Православию, симпатиям к старообрядческому богослужению, глубокому знанию русской народной жизни, православие митрополита Антония не носило узко националистического характера, оно было поистине вселенским. Будучи иерархом в России, а впоследствии и встав во главе Русской Зарубежной Церкви, владыка имел самое широкое общение с православными иерархами востока, пользовался у них безграничным уважением и большим авторитетом.
Кроме того, были представлены новые данные об участии митрополита Антония в переговорах с Англиканской церковью и о его роли в организации движения протеста против преследования духовенства и верующих в Советской России.
Ряд сообщений затронули непростую тему позиций Святейшего Патриарха Тихона и митрополита Антония в трагический период гражданской войны и первых лет эмиграции.
Несколько сообщений были посвящены церковной и политической деятельности митрополита Антония в 20-е и 30-е годы, как главы Временного Высшего Церковного Управления, а затем и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В частности, были затронуты такие моменты, как отношение митрополита Антония к указу патриарха Тихона о закрытии ВВЦУ и деятельность владыки в связи с заграничным церковным расколом, а также попыткой созыва Всезарубежного Собора в 1923 году.
В заключении с участниками и гостями конференции поделился своими воспоминаниями о владыке Антонии протоиерей Феодор Шевцов. Еще будучи мальчиком, отец Феодор жил с родителями в Сремских Карловцах и прислуживал митрополиту Антонию в алтаре. Воспоминания об этом отец Феодор сохранил на всю жизнь и тепло и с воодушевлением рассказал об этом слушателям.
К конференции была приурочена выставка под названием «Митрополит Антоний (Храповицкий) —Архипастырь Русского Рассеяния». На ней были представлен ряд уникальных экспонатов, среди которых митра и панагии владыки Антония, принадлежавшие ему редкие книги, прижизненные издания сочинений, оригиналы писем и указов, обширная коллекция фотографий. Экспозиция выставки была развернута в актовом зале Свято-Троицкой духовной семинарии и явилась ярким дополнением к научным докладам и выступлениям.
Как заметил организатор историко-богословских конференций при Свято-Троицкой Семинарии, заместитель декана диакон Владимир Цуриков, состоявшаяся четвертая конференция стала заметным событием не только в жизни Свято-Троицкой духовной семинарии, но и всей Русской Православной Церкви.
Сайт Русской Православной Церкви Заграницей/Патриархия.ru