Портал Патриархия.ru публикует пресс-релиз Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) по поводу материала Наталии Амановой «Отдай все и умри. Религиозные секты организованы так же, как преступные сообщества».
1 сентября 2006 г. на сайте «Религия и СМИ» (religare.ru) был размещен материал Наталии Амановой «Отдай все и умри. Религиозные секты организованы так же, как преступные сообщества». В нем автор, ссылаясь на интервью, данное заместителем руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, оккультных и магических течений священником Евгением Тремаскиным, а также на неназванные в тексте «данные Межрелигиозного совета России» и Московской Патриархии, приводит целый ряд цифр и положений, которые не могут не вызывать недоумения. РАЦИРС, не желая, чтобы приведенные сведения как-либо приписывались входящим в нее центрам, считает необходимым дать в этой связи свои пояснения.
Автор определяет общее число членов сект в пять-десять миллионов. Цифра эта совершенно абсурдна: ведь не будем же мы утверждать, что каждый 15-тый житель России (включая грудных детей) — сектант. Точное число членов тоталитарных сект в России не может назвать никто, так как статистических исследований такого рода не проводилось вообще. По нашим приблизительным оценкам оно составляет от 600 до 800 тысяч человек.
Столь же необоснованны другие цифры, приводимые в материале Н. Амановой. Например, самой крупной в России называется секта «свидетелей Иеговы», якобы насчитывающая около 200 тысяч последователей. В то время как по данным самих иеговистов (это единственная тоталитарная секта, приводящая точную статистику численности своих членов), численность «крещеных возвещателей» на май 2006 г. составляла 141 439 человек, а на так называемой «вечере воспоминаний», на которую по иеговистским обычаям, приглашаются не только члены секты, но все желающие, среди которых оказывается немало совершенно случайно попавших на это «мероприятие» людей, в апреле 2006 г. побывали 279 781 человек.
Вслед за иеговистами по численности последователей в материале идут сайентологи и муниты. Тогда как в действительности число сайентологов в России составляет значительно менее 10 тысяч человек (то есть меньше, чем, например, мормонов или кришнаитов), а число мунитов едва ли превышает 5 тысяч человек. Вместе с тем неопятидесятники, чья численность в нашей стране достигает 300 тысяч человек, в материале оказываются на последнем месте, вслед за сатанистами, численность которых вообще определить невозможно, но вряд ли она превышает пару тысяч человек (если говорить о членстве в организованных сообществах).
Вызывает возражения и ряд утверждений, встречающихся в тексте. Неизвестно, откуда почерпнуты сведения о том, что якобы «сбежал в Америку вместе с казначеем и кассой архиепископ Иоанн из Богородческого центра». Во-первых, непонятно, откуда взят сам факт этого бегства; во-вторых, первоначальное название этой секты, ныне именующей себя «Церковью Божией Матери Державной», было «богородичный (а не «богородческий») центр»; и, в-третьих, ее лидер является самозванным «архиепископом», а потому упоминание этого титула следовало давать в кавычках.
Столь же странным и неожиданным является представление лидера секты «Церковь последнего завета» Виссариона (бывшего милиционера Сергея Торопа) в качестве «лидера секты хлыстов (?!) Вассариона (так в тексте. — А. Д., Л. С.) Минусинского». Равно как Сергей Журавлев не «пастырь», а самозванный «архиепископ», возглавляющий одну из вербовочных структур неопятидесятнической секты «Посольство Божье» Сандея Аделаджи. К тому же Журавлев никогда не провозглашал себя Христом, как это ошибочно утверждается в материале.
Непонятна нам и приводимая в материале «география сектантства». Почему автор считает, что сект больше всего в Приморском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах? В последних двух субъектах федерации, количество сект как раз совсем не столь велико, как в других регионах России. Да и Приморский край никак не является лидером в этом печальном списке. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге сект точно больше. А в Эвенкии, где, согласно статье сект вообще нет, на самом деле, они имеются и действуют весьма заметно. Именно там несколько лет назад произошло зверское ритуальное убийство сектантом-кришнаитом православного священника.
Секта «российских мусульман», да еще представляющих неизвестное религиоведческой науке «исламское неоязычество», вероятнее всего попала в статью из какой-нибудь «страшилки», опубликованной в очередном таблоиде. Да, известно несколько этнических русских, обратившихся в ислам и проявляющих неумеренный фанатизм в пропаганде своей новой веры. Но, как бы не относиться к этому печальному факту, сектой их назвать никак невозможно. Ведь «секта» — это не оценочный термин, а вполне узнаваемая организация с определенными признаками.
Уязвимым в терминологическом отношении является и употребление заимствованного изначально из гаитянского фольклора понятия «зомбированности». Когда речь идет о практике тоталитарных сект, более корректным нам представляется говорить о методах контролирования сознания и манипулирования сознанием, применяемых тоталитарными сектами.
Хотелось бы, чтобы важное и благородное дело противостояния тоталитарному сектантству всегда было сопряжено с высокой ответственностью за точность, приводимых в СМИ данных.
9 октября 2006 г.
г. Москва
Президент РАЦИРС профессор А. Л. Дворкин
Ответственный секретарь РАЦИРС священник Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент