«Радуйся не отвергающая всеми презренных и отверженных; радуйся , самих отчаянных от рова погибели исхищающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». (Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Икос 12).
Возлюбленные о Господе, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Ныне светло прославляется и празднуется явление Божией Матери православным христианам осажденного Константинополя. Жители города, собравшиеся на молитву во Влахернском храме Богоматери « были одержимы страхом», ибо знали, что по своим грехам ждать благополучного разрешения, ниспосылаемого Богом испытания, не представляется возможным. Но они твердо верили и надеялись, на заступничество Божией Матери, «праведный гнев Божий своим молением скоро утоляющей». И их моление не было посрамлено. Распростертый Покров молитв Пречистой Предстательницы отвел тогда неизбежное бедствие от жителей греческой столицы, и верим, простирается и ныне над всеми уповающими на Ее Материнское дерзновение и милосердие.
По словам святителя Иоанна Златоуста, Матерь Божия — первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений Божиих. А Святая Церковь — Церковь земная и воинствующая, молясь о полученииэтих дарований чадом своим, призвана сама стать в человеческой истории действенным свидетельством Покрова Царицы Небесной всем требующим Ее заступничества, через дела милосердия и любви.
С первых страниц Церковной истории христианское свидетельство во узах и среди узников являлось неотъемлемым миссионерским поприщем апостолов Христовых и их последователей, как об этом повествует и книга Деяний: «Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян 16,22).
Таким образом, во времена гонений находящиеся в темницах христиане несли Слово Божие своим собратьям по заключению, во время благоденствия Церкви непрерывалась благочестивая традиция посещения заключенных в самые великие и светлые христианские праздники как иерархами церковными, так и простыми мирянами, ревнующими о своем спасении. Святитель Петр, митрополит Московский архипастырски призывал чад Церкви: «милуйте убогих — вдов и сирот, плененных и заключенных в темнице, каждый пусть благотворит по силе...». А преподобный Иосиф Волоцкий наставлял в своих писаниях: «дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют подай, по скорби, вздохни, прослезись сними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо».
Но не только благотворение, материальная поддержка должна быть видом миссии церковной среди заключенных. Свидетельство о Евангельской Истине «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3.16) — вот что должно стать основным попечением пастырей окормляющих пенитенциарные учреждения. В своей личной переписке святитель Филарет, митрополит Московский, высказывал мысль о необходимости «обратить места заключения в нравственные врачебницы души». Кому как не пастырю церковному дана благодать врачевать души покаянием, указывать путь к исправлению. Примером такого душепопечения могут послужить увещевания апостола Павла, обращенные к своим современникам, членам новообращенной христианской общины Ефеса: «кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4,28).
Добрым вниманием священнослужителя, посещающего места, лишения свободы, не должны быть обделены и служащие уголовно-исполнительной системы. Соработничество с руководством учреждений в деле попечения об узниках возможно только при понимании необходимости совместно находить пути нравственной реабилитации людей оступившихся, тем самым, служа делу укрепления общественной безопасности и правопорядка.
Признавая все возрастающую активность священнослужителей и мирян в деле служения в местах лишения свободы, следует отметить, что и сегодня те из заключенных, кто в исправительных учреждениях обретает веру и составляет церковные общины, возвращаются в общество к честной и достойной жизни. Считаю необходимым напомнить пастырям, посещающим следственные изоляторы города Москвы с большей ответственностью отнестись к послушанию, возложенному Матерью Церковью, а мирян призвать к активному участию в предпринимаемой на приходах переписке с заключенными и помощи священнослужителям в посещении мест лишения свободы.
А сегодня, в сей праздничный день, всех вас, дорогие мои, призываю принять участие в соборной молитве о всех во узах темничных находящихся, дабы милосердие Божие, предстательством Пречистыя Владычицы нашей Богородицы, коснулось, ожесточенных во грехах, сердец человеческих и направило всех нас покаянием ко исправлению и спасению.
+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ