10 июня 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Синодальной комиссии по делам монастырей. Со вступительным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл.
Приветствую всех членов Комиссии на заседании в Храме Христа Спасителя.
Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что Архиерейский Собор нынешнего года уделил очень большое внимание организации монастырской жизни. Это неслучайно, потому что монастыри всегда были средоточием духовной жизни нашей Церкви и от состояния монастырей, от духовного состояния монашествующих во многом зависело духовное благополучие всей Церкви.
Идеал монашества был так почитаем на Руси, что некоторые вообще воспринимали всю страну как один большой монастырь — недаром Иерусалимский монастырский устав стал у нас приходским уставом. Влияние монастырей на жизнь людей во многом формировало и образ благочестия. Молитвенное правило мирян было приближено к молитвенному правилу монашествующих, и действительно, монашеская жизнь воспринималась как некий духовный идеал. И если посмотреть на историю русской святости, то легко убедиться: за исключением, может быть, новомучеников и исповедников, бОльшая часть угодников Божиих в Отечестве нашем были преподобными и богоносными отцами, преподобными матерями. Вот почему Церковь и уделяет сегодня такое внимание вопросам развития монашеской жизни.
Сегодня на общецерковной повестке дня стоит вопрос проповеди неверующим людям, вопрос миссионерской работы, особенно с молодежью, — ведь мы можем с легкостью потерять нынешнее поколение, пребывающее под влиянием множества безбожных языческих идеалов. Также на повестке дня социальная работа — так мы называем то, что в Церкви нашей всегда называлось доброделанием. Ведь Церковь не может не заниматься добрыми делами, иначе ее проповедь просто «повисает в воздухе». Ну и, конечно, для нас важны вопросы, связанные с отношением Церкви к окружающему нас миру.
Все это находится в центре внимания Церкви, но было бы глубочайшим заблуждением считать, что только на это и направляются сегодня усилия Священноначалия, Архиерейских Соборов, Священного Синода и Патриарха. Если мы одновременно не будем работать над укреплением духовной жизни, то с перечисленными задачами мы просто не справимся, ведь главным аргументом, который использует Церковь, являются не логические доводы, не рациональная аргументация. Величайшей силой, которую Церковь использовала, преображая мир, была сила благодати Божией и сила молитвы. Вот поэтому монастыри должны в полной мере вернуть себе былую славу, а, может быть, и приумножить ее.
Но сделать это будет очень трудно, потому что современные люди, которые приходят в монастыри, — это плоть от плоти и кровь от крови нашей эпохи. Я внимательно читаю биографии всех, кто поступает в ставропигиальные монастыри. Должен сказать, что образовательный уровень поступающих очень возрос — многие не только получили прекрасное светское образование, но и приобрели очень большой опыт в профессиональной жизни, сделали успешную карьеру. Но ведь это люди, которые не могут разом перечеркнуть все то, что было в их жизни, — они приходят в монастырь со своим опытом, со своим мировоззрением, со своими взглядами. Однако милость Божия является в том, что такие люди приходят, а значит, есть у них это тяготение к монашеской жизни. И важнейшая задача заключается не просто в воцерковлении этих людей, — потому что в большинстве случаев они воцерковлены, — но в таком монашеском воспитании, которое привело бы во взаимодействие духовную составляющую их жизни с образованием, воспитанием и культурой, которыми они обладают. Вот почему мы с вами должны подумать о том, что и как следует сделать, чтобы монастыри действительно стали светочами, чтобы они имели возможность оказывать сильное духовное и интеллектуальное влияние на современного человека.
Также мне хотелось бы сказать и о том, что в монастырской жизни, помимо воспитания молодежи, послушников, монашествующих, очень важным направлением является работа с паломниками. Здесь я бы критически оценил то, что происходит в очень и очень многих обителях. Мне приходилось путешествовать по миру — может быть, больше, чем кому-либо другому из церковной среды, — и я имел возможность посещать монастыри, в том числе в иных Православных Церквах. Меня часто приятно поражало сердечное гостеприимство — причем не только в отношении иерархов и зарубежных гостей, но и в отношении простых паломников. Преподобный Сергий Радонежский особенно любил замечательные слова из послания к Евреям: «Страннолюбия не забывайте» (Евр.13:2) — они написаны даже на древних иконах в свитке, который держит в руках Преподобный. Одна из возможностей для монастырей оказывать духовное влияние, согревать страждущие человеческие души — это страннолюбие, это работа с паломниками. У нас эта работа порой превращается в некую формальность, особенно в крупных монастырях. Конечно, современные паломники — народ непростой: наполовину паломники, наполовину туристы. И тем не менее нельзя отмахиваться от этой часто шумной толпы людей. Первое, что они должны увидеть, приходя в обитель, — реально существующую, живую общину, которая с любовью встречает каждого, кто переступает порог монастыря. Поэтому организация паломнических служб, организация работы с паломниками и посетителями, духовничество, в том числе окормление людей невоцерковленных, — это огромная задача, которая сегодня стоит перед монастырями.
Вы знаете, что Архиерейский Собор принял очень важные решения, касающиеся монастырей и монашествующих. В частности, подчеркивается необходимость работы с паломниками, поднимается иерархический статус руководителей монастырей: все настоятели, наместники и настоятельницы, кто не был возведен в сан игумена или игумении, возводятся в таковой сан с вручением жезла. Таким образом, игуменство перестает быть просто названием, титулом и наградой, а возвращается к тому, чем всегда и было в Церкви — особым служением, на которое Церковь посвящает избранных к нему.
Думаю, нам следует поговорить сегодня о планах на будущее и, в частности, обсудить практику открытия новых монастырей. Подобно тому, как до рассмотрения Синодом через особую процедуру изучения проходит вопрос открытия духовных школ, семинарий и даже духовных училищ, — так же, мне кажется, сейчас должны изучаться вопросы, связанные с открытием новых монастырей. Нужно продумать, как в этом процессе могла бы участвовать Синодальная комиссия по делам монастырей. Мне кажется, не может быть формального отношения Синода к прошению того или иного правящего архиерея. Комиссия всегда должна направлять инспекцию — так, как мы поступаем в случае открытия духовной школы, — чтобы ознакомиться с условиями на месте и вообще, убедиться в наличии монашествующих. Если создается монашеская община, то Церковь, Синод должны быть уверены в том, что все организовано правильно.
Очень важная тема, поднятая Архиерейским Собором, — это организация церковной жизни на Севере и на Дальнем Востоке России. Эти места особенно пострадали от безбожных гонений: словно каток прокатился по Северу и Дальнему Востоку, церковная жизнь была практически полностью уничтожена, и, конечно, ее возрождение происходит сейчас не без труда. Для того чтобы содействовать этому процессу, на последнем заседании Синода были учреждены три новые епархии на Севере России, и мы очень надеемся, что это поможет развитию церковной жизни. Но возникает вопрос создания монастырей в этих местах, и мне кажется, что данная проблема также должна обсуждаться в Синодальной комиссии по делам монастырей. В каком-то смысле за открытие новых монастырей в особо сложных местах, с важными миссионерскими задачами, должны нести ответственность все монастыри Русской Церкви. Надо таким образом объединить наше монашеское братство, чтобы оно чувствовало сопричастность к открытию новых монастырей. В конце концов, это действительно наше общее дело, и возлагать невероятно сложную задачу только на правящего архиерея, у которого не хватает средств и людей, было бы неправильно. А ведь воцерковление малых народностей, миссия среди них, проповедь Православия в тех местах Руси, где в огромных масштабах присутствуют секты, невозможны без возрождения монастырей.
Дальний Восток и Север — это территории, на которые мы сейчас обращаем особое внимание хотя бы потому, что от их развития во многом зависит благополучие всей Руси, ведь их ресурсы используют Российская Федерация, Украина, Беларусь. Поэтому очень важно усилить присутствие Православной Церкви в этих краях. Еще раз хочу сказать, что без развития монастырей в этих епархиях мы не сдвинемся с места, — потому что образ монастыря очень притягателен и через знакомство с монастырской жизнью, несомненно, будет укрепляться религиозность людей, живущих в этих регионах.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси