С 16 по 19 октября в греческом городе Неопрокопион на острове Евбея состоялось XVIII Всеправославное совещание уполномоченных Поместных Православных Церквей и митрополий Элладской Православной Церкви по вопросам ересей и парарелигий, организованный Комитетом Священного Синода Элладской церкви.
В форуме участвовали уполномоченные от Константинопольской, Александрийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской Православных Церквей, греческих государственных, церковных и общественных организаций.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам совещания Приветственное слово, которое зачитал представитель от Русской Православной Церкви игумен Феофан (Лукьянов).
Очередная конференция изучала духовный опыт современных христианских и нехристианских религиозных движений, сравнивая его с православным. Делегаты форума приняли итоговый документ, в котором дали историческую, психологическую и духовную характеристику различных современных религиозных и парарелигиозных практик, таких как, спиритизм, мормонизм, неопятидесятничество, гуруизм и др.
С точки зрения христианской философии, современный религиозный опыт является последствием бурно развивавшегося в Западной Европе XVII-XIX вв. мировоззренческого течения Просвещения, которое «буквально иссушило внутреннюю жизнь человека». Результатом такой метафизической революции стал романтизм и, в конце концов, политические революционные катаклизмы, которые стали суррогатным решением проблемы духовной пустоты.
Члены современного общества избрали для себя иной «способ выхода из тупиковых ситуаций — субъективный личный опыт» в форме «физических упражнений или эзотерически-экстрасенсорной» тренировки. Однако адепты различных мистических культов и парахристианских сект не учли, что духовная реальность, в которую в которую может выйти, не всегда может быть позитивной. Согласно объективным свидетельствам практикующих различные духовные упражнения, «становится ясно, — что их боги являются низшими сущностями сверхчувственного мира», и называются демонами.
«Среди лидеров квазихристианского движения мормонов, —говорится в заявлении, — вождей и членов неопятидесятнических организаций, практикуется якобы опыт общения со Святым Духом, сопровождающийся патологическим нечленораздельным криком, выдающийся за дар глоссолалии; а также другие состояния, напоминающие беснование».
Одной из причин обращения к отрицательному мистическому опыту, и «опасным магическим и спиритическим феноменам языческо-идолопоклоннического мира» «является секуляризация, эгоцентризм и отступление от веры во Христа и церковной жизни», что также способствовало появлению различных эзотерических движений, восточных религиозных практик и нового гуруистического культа личности.
Движения подобного плана вербуют людей с психологической идиосинкразией, т.е. со специфической чувствительностью характера, характеризующегося внушаемостью и предрасположенностью к экзальтации.
Все это ведет не только к психической патологии отдельной личности, но и «к многочисленным серьезным проблемам в семье и обществе, которые главным образом являются сферой христианского воспитания человека».
Ложному квазихристианскому и языческому религиозному опыту участники Совещания противопоставили многовековый «истинный духовный опыт, как единственно здравый выход из тупиковых ситуаций: а) Дары Святого Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; б) блаженная сладость богопочитания и покаяния, любовь ко Христу, благодать Святого Духа и вдохновенная благодарность Спасителю; в) дары, которые преподает Церковь в таинствах Священства, Евхаристии, и всегда неизменно действующая божественная сила Честного Креста».
В заключение пастыри Православной Церкви призвали всех членов Церкви, как тела Христова, «принимать в свои нежные объятия каждого заблудшего и приводить его к пониманию, что Евангелие — это слово спасения во Христе, самая радостная весть миру, единственное истинное решение безвыходных ситуаций».
Сайт РПЦ в Дании/Патриархия.ru