17 июня 2011 года в Институте всеобщей истории РАН завершила свою работу XI международная научная конференция, посвященная теоретическим и практическим основам христианского милосердия в истории и культуре. Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон выступил с докладом, в котором отметил сходство и отличие церковного и государственного подходов к помощи нуждающимся.
В начале своего выступления владыка выразил мнение об ошибочности широко распространенной точки зрения, согласно которой все религии учат одному и тому же. По словам владыки, каждое религиозное учение несет в себе совершенно разные ориентиры. Поэтому говорить о милосердии, проявляемом людьми православными, нужно особо, исходя из тех целей и мотиваций, которыми православные люди руководствуются, помогая ближним. «Главная цель церковного социального служения — это цель духовная: научиться любви. Когда человек помогает другому, он учится любить», — отметил архипастырь.
По словам епископа Пантелеимона, само по себе решение материальных проблем не столь важно, ведь даже если бы мы смогли накормить и одеть каждого нуждающегося человека, то все равно из его жизни не исчезли бы страдания, болезни и смерть. Эти страдания попускаются Богом для спасения наших душ, и наша задача «не ликвидировать эти язвы, а понять их смысл и преодолевать их изнутри».
Епископ Пантелеимон вспомнил слова православного подвижника архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который, когда только создавалась Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, сказал, что задача сестры милосердия — это научить страдающего полюбить свою болезнь. «Я до сих пор ломаю голову, как это сделать, — признался владыка, — это чрезвычайно трудно. Но в этом цель человеческих страданий на земле».
Архипастырь подчеркнул, что, когда мы рассматриваем взаимодействие Церкви и государства в сфере социального служения, то нужно понимать, что подходы государственных структур и принципы церковного социального служения имеют принципиальное различие. Если светские власти стремятся к «решению социальных проблем, укреплению стабильности государства за счет улучшения жизни его граждан», то для Церкви важен каждый страдающий человек. Церковное социальное служение и действия государственных структур будут неизбежно пересекаться, но важно делать это сотрудничество сбалансированным: «Государство и Церковь в сфере социальной помощи взаимодополняют друг друга. Основной вклад государства — ресурсы и общее регулирование; вклад Церкви — индивидуальный подход, духовная помощь и утешение».
И такое взаимодействие, по мнению владыки, дает хорошие результаты. Уже сейчас в тех больницах, где оказывают помощь сестры милосердия, уровень смертности значительно ниже, чем в других лечебных учреждениях Москвы. Церковные структуры делают немало для реальной помощи нуждающимся. Но, как подчеркнул епископ Пантелеимон, главная помощь заключается не в цифрах и количественных показателях, а в тех духовных плодах, которые может принести помощь обездоленным людям.
Конференция «Христианское милосердие в истории, историографии и современной культуре» была организована совместно Институтом всеобщей истории РАН, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Папским комитетом исторических наук (Ватикан).
Диакония.ru/Патриархия.ru