Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам XVII Международной научной конференции «Духовное отцовство по учению святого апостола Павла», которая проходит в г. Верия (Греция) 26-29 июня 2011 года.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Пантелеимону, митрополиту Верийскому, Наусскому и Кампанийскому
Участникам XVII Международной научной конференции «Духовное отцовство по учению святого апостола Павла»
(26-29 июня 2011 г., Греция, г. Верия)
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Пантелеимон, возлюбленные о Господе собратья архипастыри, отцы, братия и сестры!
Сердечно приветствую участников XVII международной научной конференции «Духовное отцовство по учению святого апостола Павла», организованной Верийской митрополией. Рад возможности обратиться к вам со словами поздравления в день памяти святого первоверховного апостола Павла, основателя и учителя древней церкви Верии.
Сегодня, как и во времена апостола Павла, жизнь ставит перед пастырями все новые задачи, и мы обязаны компетентно ответить на вызовы времени. В наши дни духовники сталкиваются с такими проблемами, как наркомания, алкоголизм, разрушение семейных ценностей, распространение деструктивных сект. В поиске подходов к оказанию пастырской помощи пострадавшим от этих явлений весьма важно учитывать святоотеческий опыт душепопечительства, напоминающий нам, что целью отношений духовника и духовного чада является рождение и воспитание последнего во Христе.
Как невозможна передача жизни без родителей, так немыслимо принятие Христа без благовествующего, ибо как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). Христианин получает духовную жизнь от того, кто способен ее дать: от духовного отца. Пример истинного духовного отцовства, без сомнения, являет сам апостол Павел.
В своих посланиях апостол не раз говорит о своем духовном отцовстве по отношению к различным лицам. О Тимофее Павел говорит: Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Флп. 2:22). Проповедь Евангелия Иисуса Христа неразрывно связана с отеческим отношением Павла к основанным им общинам. Апостол уподобляет духовное наставничество заботе кормилицы о своих детях: Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2:7-8, 11-12).
Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4:15). Эти слова Апостола, обращенные к христианам Коринфа, свидетельствуют о том, что он стал отцом в силу возрождающего действия Евангелия, благодаря Христу, которому прежде последовал сам. Только безусловная вера в Воскресшего дает ему дерзновение призывать других к новому рождению во Христе. Духовное отцовство апостол понимает как призвание быть живым образом Христа для своих детей. Итогом же духовных отношений является рождение образа Самого Иисуса Христа в пасомых. Об этом Павел пишет христианам Галатии: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4:19).
Сосредоточенность всех устремлений святого апостола Павла в личности Спасителя является важнейшим принципом подлинного духовничества, и об этом всегда следует помнить. Порой встречаются духовники, которые подменяют единую цель духовного делания ― приведение душ человеческих ко Христу ― подчинением воли пасомых себе. В результате этого духовные чада, вместо того, чтобы возрастать во Христе, надолго или навсегда остаются младенцами в вере (1 Кор. 3:1). В Русской Православной Церкви, где в течение последних десятилетий миллионы людей вернулись в Церковь, эта проблема стала весьма актуальной. Реагируя на нее, Архиерейские Соборы последних лет неизменно обращали пристальное внимание на вопрос подготовки пастырей, вменяя им в обязанность постоянно повышать свой богословский и образовательный уровень.
От всего сердца желаю всем участникам конференции неоскудевающих сил и преизобильной помощи Божией в ваших трудах. Пусть результаты ваших исканий не только обогатят богословскую науку, но и получат практическое значение, дабы все верные поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога (Кол. 1:10).
С любовью о Господе
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ