9 июля 2011 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший накануне на Валаам, совершил славление у раки с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Затем Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к наместнику и братии монастыря.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка игумен! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всегда с особым чувством вступаю на землю Валаамскую, овеянную былой славой подвижников благочестия. Землю, на которой отобразилась историческая трагедия нашего народа и нашей страны. Землю, которая сегодня молитвами преподобных Валаамских чудотворцев, усилиями братии и владыки игумена возрождается — возрождается не просто в былой внешней славе, но как реальный духовный оплот жизни нашего народа.
Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такую красоту нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это величие внешнее и красота являются видимыми знаками, отображавшими и отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама.
Богу содействующу, восстановительные работы мало-помалу, но приближаются к их завершению. Конечно, еще предстоит пройти большой и непростой путь, чтобы были возрождены не только величие и красота зданий, но чтобы весь Валаамский архипелаг зажил той благодатной жизнью, которая была создана нашими благочестивыми предками. И тем не менее сейчас, может быть, как никогда важно свой взор от внешней красоты перевести на внутреннее состояние наших душ. Монашество в Церкви — это оплот, это внутренняя сила. Выражаясь светским языком, это некий передовой отряд, который в первую очередь и должен принимать на себя удары. А какие удары? «Наша брань не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6, 12). Здесь проходит брань, здесь определяется будущее рода человеческого и каждой человеческой души. Именно в этой точке соприкосновения добра со злом, там, где диавол с Богом борется, и должно пребывать монашеское воинство, передовой отряд Церкви, принимающий на себя эти удары и своей молитвой, духовной силой оберегающий всю Церковь.
Перед нами сегодня стоят особые задачи возрождения монашеской жизни — от внешней красоты к созиданию внутренней духовной силы. Каждый, несущий послушание, знает, что послушание забирает силы, внимание. Иногда не хватает времени для достаточной молитвы, для чтения святых отцов и Священного Писания, для размышления о своей собственной жизни. Задача заключается в том, чтобы соединить умело и правильно одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте, столь необходимая сегодня, как и вчера, сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию. Потому что именно в глубине души монашествующих и вызревает та сила, которая способна защитить Церковь и принять на себя удар миродержителей тьмы века сего.
Все то, о чем я говорю, не должно приводить к горделивому взгляду на самих себя и на свое служение. Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании. И я, обращаясь сегодня в первую очередь к братии обители, призываю всех вас не забывать о самом главном — о том стратегическом направлении жизни, потеряв которое, человек теряет все ориентиры.
Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы увидеть, что подлинные стратегические цели практически отсутствуют в сознании людей, вовлеченных в суету повседневной жизни. Некогда подумать о своей жизни, о своем предназначении, о смысле своего пребывания на земле. Некогда духовно оценить все, что происходит сегодня с современным человеком, с самим собой, потому что все силы уходят на внешние обязательства — по работе, перед семьей, на множество других обязательств, которые человек выполняет.
Монастырь и должен отличаться от мира тем, что в сознании братьев или сестер, принявших на себя священные обеты, никогда не должно меняться стратегическое измерение жизни. Оно не должно преломляться и разрушаться в наших обыденных каждодневных заботах. Мы должны видеть перспективу исторического развития рода человеческого. Мы должны чутко воспринимать своим сердцем опасности. Молиться, дабы предупредить гнев Божий. Молиться, дабы через молитву нашу Церковь обретала силу, способную вразумлять людей.
То, что происходит в тиши келий, — это, может быть, самое главное. Но и на этом пути существуют искушения и соблазны, потому что иногда размышления могут не подтверждаться и не поддерживаться церковной традицией, церковным Преданием, святоотеческим пониманием жизни. Ведь иногда и в тиши келий произрастали плевелы гордыни, тщеславия, высокомерия, когда человек, вовлеченный в размышления о духовной жизни, мало-помалу отрывался от Евангельского идеала и, воспаряя как бы в горняя умом своим, на самом деле погружался в бездну, в погибель.
Неслучайно, что многие ересиархи имели опыт как бы духовной жизни, но споткнулись, потеряли самих себя и нанесли Церкви вред. Вот почему интенсивное внутреннее духовное делание должно сопровождаться постоянным самоконтролем, общением с более мудрыми, духовно опытными людьми. Вот почему это внутреннее делание всегда должно сопровождаться послушанием, смирением, способностью и готовностью поставить себя на служение ближним своим, поставить себя на служение Церкви. Если нужно — смирить свою гордость или гордость своего ума, смириться пред Богом, распластаться пред Ним, подобно тому, как мы это делаем в момент священного пострига.
Все это я говорю вам сегодня, братия, с единственным намерением — еще и еще раз подчеркнуть значение подлинной монашеской жизни для жизни Церкви и для жизни мира. У Валаамского монастыря есть все необходимое для того, чтобы в его недрах развивалась духовная, интеллектуальная жизнь, способная оплодотворять не только самих насельников, но и паломников, а через них — весь мир. В Валаамском монастыре есть все необходимое для того, чтобы именно здесь выковывалась духовная сила монашествующих, способных защититься и духовно принять на себя удары врагов. Пусть Господь помогает вам в вашем монашеском делании, в соблюдении обетов, в молитве, в богомыслии, в возрастании духовном через смирение и послушание.
Я прошу вас также совершать постоянно молитвы о Церкви нашей, о хранении ее единства. О том, чтобы каждый пастырь сегодня проникся чувством ответственности — не только за себя, за свою семью, за свой приход, но за всю Церковь, за весь род человеческий. Только так мы сможем раскрыть духовный потенциал и силу апостольского Предания, живущего в Церкви, перед лицом тех проблем, что существуют сегодня в роде человеческом. Пусть Господь хранит вас на путях вашего монашеского бытия. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси