Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Казанском храме города Саранска

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Казанском храме города Саранска
Версия для печати
21 июля 2011 г. 16:10

21 июля 2011 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саранска и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Уважаемый Николай Иванович! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Отцы, братия и сестры!

Сегодня Пасха на душе. Когда видишь такое множество народа, собравшегося вокруг вновь освященного храма Казанской иконы Божией Матери, то понимаешь, что вместе со строительством церковных зданий происходит что-то куда более важное в жизни нашего народа — в его жизнь возвращаются христианские ценности. Может быть, возвращаются не так энергично, не так решительно, как этого хотелось бы, но все больше и больше людей понимают простую истину, которая открыта нам в русской пословице: без Бога — ни до порога. Для того чтобы свершать великие дела, нужна помощь Божия.

Но кроме помощи Божией нужно еще нечто, что исходит от самого человека. Мы сегодня чествуем Божию Матерь, вспоминая явление Ее Казанской иконы. Мы вспоминаем Ту, Которая более всех людей послужила делу человеческого спасения. И вот удивительно: сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2, 5-11), но в этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери. Этот отрывок открывается поразительными словами апостола: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе». Как же так? Христос, Который так любил мир, что жизнь Свою отдал за него, был носителем высочайшей любви, мужественным защитником правды, смиренным и вместе с тем великим Учителем и слугой, — но как могут все эти чувствования Сына Божиего воплотиться в человеческой жизни? Апостол неслучайно обращает к нам эти слова, а Церковь неслучайно вспоминает их в дни празднований в честь Божией Матери. Она явила пример того, как может человек иметь те же чувствования, что во Христе Иисусе, уподобляясь Самому Сыну Божиему.

Для кого-то эти слова могут показаться очень далекими от жизни. Сейчас мы с вами встречаемся в центре современного города. Это район, где живут современные люди, рабочие, инженеры — те, кто создает экономическую основу нашей жизни; и кому-то мои слова могут показаться такими отвлеченными. Но я постараюсь вам доказать, что это не так; и доказать не от своей мудрости, а цитируя великого отца Церкви — святого Иоанна Златоуста, который одной фразой приблизил к нам то, о чем говорит апостол Павел. Одной фразой святитель помог нам понять, каким образом в нас могут быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. Как пишет Иоанн Златоуст, если мы хотим стать подобными Спасителю, мы должны делать общее дело, не ища своего. Вот одну эту фразу: «должны делать общее дело, не ища своего» — нужно золотыми буквами выбить, чтобы она была в кабинете каждого начальника, в каждом месте, где люди задумываются о благе страны и о благе людей.

Когда мы становимся подобными Христу? Тогда, когда мы способны делать общее дело. Мы знаем, что многие философские учения, многие идеологии призывали людей к солидарности, то есть к общему делу. Почему? А потому, что без солидарности ничего нельзя сделать. Но эта солидарность, основанная на человеческой мудрости, на идеологии, рассыпалась, как прах и пепел. Можем ли мы иметь такую основу человеческой солидарности, которая переживет века, которая переживет смену поколений, которая станет прочной основой для возрождения нашего Отечества, преодоления экономических и прочих трудностей, с которыми мы сталкиваемся?

Святой Иоанн Златоуст говорит: есть такая основа солидарности, а именно если мы во имя Божие делаем общее дело, как непременное условие нашего спасения. Без участия в общем деле во имя общего блага не может быть человеческого спасения. Не спасется тот верующий человек, который не желает участвовать в общем деле во имя общего блага. Он будет осужден, потому что он не уподобляется Спасителю. Ведь Спаситель взошел на крест во имя всех, во имя любви к роду человеческому. Спаситель сделал это ради общего блага. Вот почему уподобление Христу есть в первую очередь способность людей вместе жить, работать, трудиться.

И какая замечательная вторая половина у этой фразы: «не ища своего»! Господь не сказал: «трудитесь во общее благо и не трудитесь в свое благо». Иоанн Златоуст не призывает нас забыть свою семью, своих детей, естественное желание жить лучше. Он только предлагает и повелевает: когда делаешь общее дело во благо всех, не ищи при этом своего. Господь даст тебе твой удел и твой кусок, и будешь счастлив и благополучен. Но, делая общее дело, не ищи своего, и тогда будешь уподобляться Господу.

Вот это и есть основа солидарности на все времена, для всех народов. И ничего искать не нужно. Мы действительно решим все проблемы, которые перед нами стоят, если как народ будем способны трудиться вместе ради общего блага, проявляя солидарность, которой нет предела, солидарность, которая переживет века, потому что она основана на твердом камне нашей веры в то, что через эту человеческую солидарность мы обретаем спасение, мы уподобляемся Господу. Потому мы и храмы строим — не для того, чтобы золотыми куполами украшать современные города, не для того, чтобы освященный храм потом стоял как музей. И я очень надеюсь, что и жители этого района, среди которых, может быть, не так уж много воцерковленных, будут этот Божий храм посещать. Потому что, пока храма не было, и греха не было, если храм не посещали. А когда стоит эта богоподобная красота, то как же пройти мимо, как же не зайти в храм, как, услышав в воскресенье звон колокола, не пойти в церковь, не привести детей? Ведь здесь мы будем получать мудрость и духовную силу, в том числе для того, чтобы трудиться и во общее благо, и в свое собственное благо, созидая материальные и духовные ценности нашего Отечества.

Я хотел бы сердечно поблагодарить владыку митрополита Варсонофия за его труды, за понимание важности храмостроительства, за укрепление церковной жизни здесь, в Мордовии. С радостью свидетельствую перед всеми вами, что именно Мордовия стоит на первом месте в России по количеству храмов на душу населения. Храмы восстанавливаются и в районных центрах, и в деревнях; и я знаю, что этот процесс будет продолжаться и дальше — опять-таки не для того, чтобы украсить ландшафт, но чтобы людям открылось пространство, где они могут встретиться с Богом, почувствовать Божию силу, вдохновиться Божественной благодатью, вразумиться на совершение дел жизни своей.

Я должен также принести сердечную благодарность Вам, Николай Иванович. Вчера я уже выразил ее, наградив высоким орденом Русской Православной Церкви. И слово, которое Вы сегодня произнесли, — это слово мужа, исполненного большой мудрости. Дай Бог, чтобы и многие другие светские мужи, имеющие власть, были способности произнести подобные слова, потому что в них смысл того, как нужно строить общественную, государственную жизнь, для того чтобы всё спорилось, чтобы мы преодолевали трудности, которые перед нами стоят, чтобы из руин, из грязи мы воссоздавали наши города и села, преображая лик России так, как преображается сегодня лик Саранска. Ведь это преображение началось со строительства кафедрального собора, и потому все идет и будет с Божией помощью продолжаться, если никто мешать не станет. Но для того чтобы дела спорились, мы должны трудиться вместе во имя общего блага.

Я хотел бы призвать благословение Божие на мордовскую землю и на ее народ, на жителей Саранска, на жителей этого микрорайона, на всех нынешних и будущих прихожан храма Казанской иконы Божией Матери. Задуманный как памятник 2000-летию Рождества Христова, этот храм становится местом встречи современных людей, живущих пред Богом в XXI веке. Храм становится местом, где современный человек, имеющий образование, многое знающий, способен укрепить себя силой Божией для свершения дел, которые ему предназначено совершить.

Мне хотелось бы также поблагодарить тех, кто потрудился за эти годы для благоустроения этого святого храма. Но вначале хотел бы выразить сердечную благодарность владыке митрополиту и в знак моей признательности преподнести Вам эти крест и святую панагию. Пусть Царица Небесная, уподобившись Христу Спасителю в том числе и в подвиге крестоношения, всегда покрывает Вас Своим Омофором, помогая право править слово Христовой истины во благо народа Мордовии.

А для сего святого храма хочу преподнести эти драгоценные евхаристические сосуды, на которых будет совершаться Таинство Тела и Крови Христовой, из которых будут причащаться благочестивые люди, приходящие молиться на этом святом месте.

<…>

Всем участникам сегодняшнего богослужения я хотел бы передать свое благословение в виде этой маленькой иконочки Божией Матери Казанской. Пусть под Ее Покровом проходит жизнь Отечества нашего, Мордовии, града Саранска и этого замечательного прихода.

Всех благодарю за участие в молитве, особенно тех, кто выстоял на ярком солнце эти часы, не дрогнул, кто остался до конца службы. Пусть ваша жертва, принесенная, в том числе, через затраченные вами физические усилия, воздастся вам сторицею милостью Божией и предстательством Царицы Небесной. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 

Версия: украинская

Материалы по теме

Великое освящение храма равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы

Предстоятель Русской Церкви освятил храм равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы

Патриарший экзарх всея Беларуси освятил Введенский храм в Ляденском мужском монастыре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Председатель Финансово-хозяйственного управления освятил новый храм в Луганской епархии

В Иране отметили престольный праздник Николаевского собора Тегерана

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в престольный праздник Амвросиевского храма Новодевичьего монастыря столицы

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь 25-летия московского Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина