7-8 ноября в Зеленом зале гостиницы «Президент-отель» (ул. Большая Якиманка, 24) проходит международная конференция «Крымская (Восточная) война в культурной памяти народов России и мира», посвященная 150-летию со дня окончания войны 1853–1856 гг.
Конференция проходит в рамках программы Центра национальной славы России «Крымская война», стартовавшей в 2003 г. В ходе этой программы был проведен Круглый стол в Совете Федерации РФ (2004 ), осуществлялось участие в торжествах, посвященных 150-летию завершения героической обороны Севастополя (2005). При поддержке Фонда святого Апостола Андрея Первозванного в Севастополе был установлен бюст медсестры Дарьи Севастопольской, памятник Андрею Первозванному на мысе Феолент, изготовлены копии наградных Георгиевских знамен полков, принимавших участие в обороне города-крепости, организована выставка художника В. Нестеренко «Отстоим Севастополь!»
В оргкомитет конференции вошли представители Центра национальной славы, российского научно-исторического сообщества и Московской Патриархии. В составе Оргкомитета работала Программная комиссия под руководством доктора исторических наук, действительного члена РАЕН В.И. Шеремета.
150-летняя годовщина Крымской войны актуализировала тему войны 1853-1856 гг. в общественном сознании. Этому способствовали активные архивные поиски и новые исследования историков, послужившие основой для переосмысления многих существующих взглядов на причины, повод, характер, ход и итоги войны, а также ее последствия для послевоенной системы международных отношений.
Цель конференции — представить российской и международной общественности последние итоги исследований по данной теме. В частности, организаторы форума намерены рассеять в общественном сознании «главный миф» о Восточной войне — что Россия потерпела в ней сокрушительное поражение.
«Нелогично так говорить о стране, не позволившей сокрушительно превосходящей ее по силе коалиции ведущих мировых индустриальных держав и исламского государства изменить геополитическое пространство Евразии», — полагают в Центре национальной славы.
Согласно последним данным ученых, цель, которую преследовала Россия, объявляя войну Османской империи — сохранение статуса Святых мест — была ею полностью достигнута. Это засвидетельствовал Парижский мирный трактат. А открыто декларировавшиеся «крестоносные» цели западной коалиции в этой войне достигнуты не были. Вместе с тем историки признают, что Россия заплатила за эту победу значительными человеческими и материальными жертвами.
Форум открыли глава попечительского совета Центра национальной славы России, президент Российских железных дорог Владимир Якунин, заместитель министра иностранных дел Александр Салтанов, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.
Выступая на конференции, Владимир Якунин выразил надежду, что форум «будет иметь продолжение в виде новых исследований, публикаций и, возможно, в предложениях по переосмыслению трактовки Крымской войны в курсах отечественной истории и учебниках».
Становится все более очевидно, подчеркнул Якунин, что в Восточной войне огромную роль играла именно духовная составляющая, связанная со статусом Святых мест в Палестине, который России ценой огромных жертв удалось отстоять.
«Крымская война — это одно из смыслообразующих для России исторических событий», — заявил Якунин. Осмысление этого периода истории, по его словам, востребовано не только в рамках науки, но и «в контексте нашего цивилизационного становления».
«В Крымской войне Россия проявила себя как особая цивилизация, которой есть за что бороться, и есть что защищать. Это было проявлением и продолжением нашей уникальной цивилизационной судьбы, продлевать которую призваны и мы», — подчеркнул докладчик.
Для России, убежден он, Крымская война имела огромные внутренние последствия, в том числе и положительные: после нее началась эпоха коренных внутренних преобразований, после которых Россия вышла на высокий уровень развития, позволивший ей уверенно отстаивать свои национальные интересы на международной арене.
В советском курсе истории тема Крымской войны, по словам Якунина, «подверглась серьезному идеологическому искажению», связанному с резкой антицарской оценкой. Кроме того, философия материализма, господствовавшая в СССР, исключала из трактовки этого события его духовное содержание.
«Сегодня мы стремимся со всей возможной достоверностью восстановить подлинную документированную историю страны в этот период. Этому способствуют результаты архивных поисков и новых исследований ученых-историков. Мы обращаемся и к достижениям русской дореволюционной исторической науки», — отметил Якунин.
В заключение он подчеркнул, что «наш исторический долг — прилагать все усилия к тому, чтобы общество чтило героев Крымской войны: солдат, военачальников, сестер милосердия, полковых священников, чтобы сохранялась память о героической обороне Севастополя, о решительном отпоре, данном русскими военными и простыми людьми попыткам военной интервенции на Камчатке и Кавказе, на Балтике и в Белом море».
«В основе Крымской войны было посягательство западных католических держав на ключи от Вифлеемского храма, на святые места. Это ущемляло интересы православного Иерусалимского Патриархата, за которые и вступилась православная Россия», — сказал РИА «Новости» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, участвующий в форуме. По его словам, в советское время «эта позиция была задавлена пропагандой».
«Россия, вследствие идеологических причин, в течение всего советского времени использовала следующий принцип: чем хуже для царской России, тем лучше. Эта позиция стала господствующей», — считает представитель Московского Патриархата.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в беседе с журналистами высказал мнение, что «не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну». По его словам, попытки представить эту кампанию как посягательство католических держав на православные святыни Палестины и защиту этих святых мест Россией — «не что иное, как идеология, а не история».
«Межгосударственные и межнациональные проблемы — это не то же самое, что проблемы межконфессиональные», — заявил католический священнослужитель и выразил сожаление, что политики часто используют религиозные идеи в своих корыстных целях. «Возможно, это использовалось и во время Крымской войны», — считает он.
Вице-президент Центра национальной славы России, историк-востоковед Михаил Якушев, выступая на конференции, назвал крымскую кампанию «войной за святые места Палестины». «Если смотреть на цели, ради которых Россия вступила в войну — сохранение и утверждение статуса-кво святых мест в Палестине, то Россия Крымскую войну выиграла, достигнув этих целей», — сказал Якушев.
Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор Виталий Шеремет отметил, что в результате крымской кампании «во всей полноте зазвучала симфония Православной Церкви и Российского государства».
«История Восточного вопроса к 1856 году насчитывала почти 100-летие. Россия шла долгим и трудным путем к одному из главных элементов Восточного вопроса — договорному, международно-признанному праву защиты православных. Она добилась своего, несмотря на военные трудности, в 1856 году по Парижскому мирному договору, который уже в силу этого заслуживает чести и славы в памяти потомков», — заключил Шеремет.
В конференции принимают участие более ста человек, представляющих Московскую Патриархию, Государственную Думу и Совет Федерации РФ, Администрацию Президента РФ, Главное управление воспитательной работы Минобороны, Министерство науки и образования, Министерство культуры и массовых коммуникаций, МИД, Российскую Академию наук, Российскую академию естественных наук, Институт военной истории Министерства обороны, Военный университет, МГИМО, Дипакадемию МИД, МГУ и другие академические институты и учебные заведения.
В работе также участвуют представители печатных изданий и СМИ, молодые ученые, культурные и военные атташе посольств Австрии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Германии, Грузии, Ирана, Италии, Молдавии, Румынии, США, Турции, Украины, представители восточных Патриархатов — Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и иных Поместных Церквей, Римско-Католической Церкви, представители НАТО и др.
Патриархия.ru/Фонд святого Апостола Андрея Первозванного/РИА «Новости»