27 ноября в Костромской епархии пройдут мероприятия, посвященные 110-летию со дня рождения Сергея Алексеевича Жарова (1896 — 1985).
Сергей Алексеевич Жаров — выпускник Синодального училища хорового пения, учившийся у таких великих мастеров, как Кастальский, Чесноков, Данилин, Смоленский, сумел создать уникальный певческий коллектив, явившийся достойным продолжателем лучших традиций хорового пения дореволюционной России. Успех хора за рубежом был поистине ошеломляющим. Но почему, будучи столь знаменитым и признанным во всем мире, этот уникальный хор до сих пор так мало известен на своей родине?
Причин этой безвестности хора в своем отечестве несколько. Первая из них состоит в том, что время создания и расцвета хора — 20-е и 30-е годы ХХ века — пришлось на период самой ожесточенной борьбы советской власти с традиционной русской культурой — в своей основе христианской. В те годы, когда в Советской России казачество истреблялось под корень, и даже принимались постановления, запрещавшие исполнять казачьи песни, выступления хора Донских казаков у себя на родине были просто немыслимы. Те, кто пытался хоть как-то сохранить дореволюционную культуру и национальные традиции, рассматривались как враги новой власти.
Хор имел в своем репертуаре множество церковных песнопений, которые всегда исполнялись в первом отделении, чем Жаров подчеркивал духовную сущность национальной песенной традиции. Это отнюдь не было плюсом с точки зрения идеологов безбожной власти. В архиве Жарова сохранилась карикатура, на которой изображен Сталин, заткнувший уши, чтобы не слышать пение хора
Только в 90-е годы первые записи хора Жарова появились в России. Петербургский протоиерей Андрей Дьяконов — обладатель крупнейший в России коллекции пластинок хора Жарова — выпустил несколько аудиокассет, благодаря которым любители хорового пения смогли узнать о существовании удивительного хора. Это были любительские записи невысокого качества, но они моментально расходились.
В 2003 — 2004 гг. усилиями того же отца Андрея, наконец, вышли первые два компакт-диска с записями хора, а в 2005 году в серии «Традиции православного пения», издаваемой Продюсерским центром Игоря Матвиенко, вышло сразу четыре диска хора.
В 2006 году по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина была издана Божественная литургия в исполнении хора. И все же тиражи этих изданий пока еще слишком малы, чтобы можно было сказать, что Донской казачий хор Жарова вернулся в Россию и получил, наконец, признание у себя на родине.
Скончался Сергей Алексеевич Жаров в 1985 году в городе Лейквуде (штат Нью-Джерси). После смерти великого регента дом, в котором хранился его бесценный архив, долгое время пустовал. Спустя какое-то время он привлек к себе внимание охотников за легкой наживой и был ограблен. Некоторые личные вещи и документы Жарова попали в руки опытного антиквара, который понял, что они принадлежали всемирно известному музыканту и представляют собой большую культурную ценность. Наведя справки о доме и узнав, что он практически брошен и никак не охраняется, антиквар беспрепятственно вывез из него все, что представляло собой какую-либо ценность. Таким образом, архив Жарова оказался в частных руках и в настоящее время выставлен на торги.
Не только поклонники Жаровского хора, но и все, кому дорого культурное наследие русской эмиграции считают для себя делом чести спасение архива Жарова. Для этого создается общество, которое ставит своей целью возвращение уникального наследия Донского казачьего хора в Россию.
27 ноября в Ипатьевском мужском монастыре будет совершена Божественная литургия, после которой состоится заупокойная лития. Богослужения возглавят архиепископ Костромской и Галичский Александр и епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Начало богослужения — в 9:30.
В рамках торжественных мероприятий состоятся открытие выставки, посвященной творчеству С.А. Жарова (27 ноября в 16:00) и вечер памяти «Возвращение в Россию»(27 ноября в 17:00).
Сайт Костромской епархии/Патриархия.ru