С 18 октября 2011 года 36 священнослужителей начнут дежурить на телефоне справочной службы «Милосердие» 524-00-00. Оператор службы по желанию звонящего будет переключать его на священнослужителя.
«У многих нецерковных людей есть некий барьер в общении со священником, и они откладывают свой первый разговор или исповедь на годы, — рассказал участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Общение со священнослужителями по телефону — шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди обычно нет времени поговорить "по душам", а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в такой доверительной беседе».
С марта 2011 года отец Андрей вместе с группой священников-добровольцев дежурит на телефоне доверия для онкобольных, в среднем, каждый священник получает около двух звонков в неделю. За это время священники поняли две вещи: первое — их помощь востребована, и второе — они могут помогать и большему количеству людей. Так родилась идея организовать специальную православную «горячую линию», позвонить по которой сможет любой москвич. Сначала телефон планировалось сделать общероссийским, но потом было решено опробовать проект на городском уровне.
«Мы разместим информацию о телефоне в центрах социальной адаптации, больницах, онкодиспансерах — во всех тех местах, где люди страдают и остаются одни, — сообщила куратор проекта, руководитель направления Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Полина Юферева. — Затем мы изучим входящие звонки и определим, в каком направлении развивать проект, кому мы больше всего нужны». Объявления о новом телефоне будут также размещены в вузах — проект является не только социальным, но и миссионерским.
18 октября на телефоне начнут дежурить 28 священников и восемь диаконов, многие из них уже имеют опыт общения по телефону доверия с онкологическими больными. Все клирики прошли собеседование либо с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном, либо с ответственным за окормление больниц в Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы протоиереем Иоанном Емельяновым. Также большинство из них в рамках курсов МЧС прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций. Кроме того, все священнослужители приняли участие в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие».
Новую инициативу поддержал специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — сказал заместитель начальника отдела "Телефон неотложной психологической помощи 051" Иннокентий Постников. — Мы не являемся специалистами в духовной помощи, и лично у меня, безусловно, иногда возникает такое чувство, что обсуждаемый предмет выходит за рамки моей компетенции».
«Если у верующего человека возникнут мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убежденного атеиста», — отметил И. Постников. Поэтому, по его словам, если психологи-консультанты чувствуют, что человека можно направить на беседу к священнику, то они стараются этот ресурс использовать и предлагают человеку зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдет ли человек до храма, найдется ли именно в этот день у священника время — неизвестно. Поэтому, как считает И. Постников, телефон, по которому священник ответит «здесь и сейчас», будет более чем востребован.
Телефон справочной службы «Милосердие» не будет выполнять функции «телефона доверия» в полном смысле этого слова.
Во-первых, в силу технических особенностей многоканального номера звонок по телефону является платным — оператор городской связи тарифицирует его как звонок на мобильный. (В настоящий момент ведутся переговоры с провайдером о том, чтобы сделать телефон бесплатным).
Во-вторых, звонящий попадает к священнику не сразу. Сначала трубку берет оператор справочной службы «Милосердие», который осуществляет предварительную фильтрацию вопросов. Так, на просьбы о материальной помощи и совершении треб, вопросы справочного характера, оператор отвечает самостоятельно, либо переключает звонящего на соответствующее подразделение службы «Милосердие».
Телефон справочной службы «Милосердие» — 542-00-00, время работы — с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы).
Диакония.ru/Патриархия.ru