26 ноября в Регентской школе при Московской духовной академии состоялся вечер, посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора — Александра Дмитриевича Кастальского, жизнь которого была неразрывно связана с церковно-музыкальным творчеством.
Вечер был построен в форме диалога дочери композитора и биографа, занимающегося исследованием жизни Кастальского. Слушателям была представлена яркая иллюстрация жизненного пути Александра Дмитриевича, прекрасно знакомившая с творчеством этого гения музыки.
Хорами Регентской школы были исполнены духовные песнопения и народные песни композитора. В заключение всеми присутствовавшими была пропета «Вечная память» А.Д. Кастальскому.
28 ноября (вторник), в сам день рождения Александра Дмитриевича, в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника будет совершена заупокойная Божественная литургия.
Будущий хоровой дирижер и композитор, исследователь русского музыкального фольклора и инициатор «нового направления» в русской духовной музыке, родился 28 ноября 1856 года в семье профессора Московской духовной семинарии протоирея Дмитрия Кастальского и был назван Александром в честь благоверного князя Александра Невского. В юношестве, увлекаясь химией и естественными науками, он иногда импровизировал на фортепиано; именно услышав подобную игру, гостивший в их доме преподаватель консерватории, убедил Александра серьезно заняться музыкой.
Поступив в московскую консерваторию в 1876, но в силу семейных обстоятельств он окончил ее лишь в 1893 году в композиторском классе С.И. Танеева. С 1887 года он преподает фортепиано в Синодальном училище Церковного пения, директор которого Степан Васильевич Смоленский, оценивая музыкальные способности и широту интересов молодого композитора, писал: «Его талантливость была для меня несомненна, знания же его прямо огромны. Кастальский — большой ценитель живописи, любит цветы и чтение…».
В это время Кастальский создает свое известнейшее духовное произведение — «Милосердия двери», вызвавшее всеобщий интерес и внимание; по свидетельству Смоленского сам праведный Иоанн Кронштадтский, услышав песнопение, был тронут его глубоким молитвенным настроением.
Начало XX века совпало у Александра Дмитриевича с обширной работой над песнопениями Всенощного бдения, были созданы: «103 псалом», несколько вариантов «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», Малое и Великое славословия и песнопения Полиелея, дополнением к этим работам стало «Практическое руководство к выразительному пению стихир». Наряду с богослужебными произведениями важным направлением деятельности Кастальского становится «музыкальная реставрация», им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы Пещное действо, а также музыкального искусства Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи и Руси.
Трудным моментом в жизни Александра Кастальского стал послереволюционный период. После преобразования Синодального училища в Народную хоровую академию он руководит ею вплоть до ее закрытия в 1923 году. В 1922-м он становится профессором Московской консерватории. В это время он создает как духовные, так и светские композиции. В начале 1918 года он пишет хоровой цикл «Из патриаршего и архиерейского облачения», а также ряд произведений сочиненных специально к интронизации Святейшего Патриарха Тихона на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 — 1918 годах.
Скончался Александр Дмитриевич Кастальский в Москве 17 декабря 1926 года. Долгое время после смерти его духовное творчество находилось на Родине в полном забвении. В наши дни Кастальский, являясь автором 200 духовных сочинений и переложений, признан мастером русской церковной музыки, множество его произведений регулярно исполняются во время богослужений и концертов духовной музыки.
МДА/Патриархия.ru