Общественная палата РФ выступает за введение в школьную программу религиозных предметов только на основе добровольного выбора учащихся, передает «Интерфакс».
Совместное заседание комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, а также по вопросам культурного и духовного наследия состоялось в понедельник в Москве. В ходе заседания были приняты предложения палаты к министерству образования и науки РФ.
«Общепризнанным является то, что в воспитании молодых людей в системе образования большую роль занимают основы религиозной культуры. Это мировой опыт человечества. Нет стран, которые бы развивались вне этого опыта», — сказал на заседании глава комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.
Он подчеркнул, что, в отличие от большинства европейских стран, Россия не имеет правовых норм о соотношении религии и образования. «У нас по этой части полный ноль», — констатировал В.Тишков.
При этом он отметил, что в подходе к преподаванию религиозных знаний в школах главными принципами должны стать взаимное уважение к различным вероисповеданиям, а также возможность выбора изучаемых предметов.
Со своей стороны председатель комиссии палаты по вопросам культурного и духовного наследия, митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что «наша молодежь должна знать духовную составляющую нашего государства». «Знание заповедей будет объединять. Знание духовной культуры, исторического прошлого поможет молодым людям больше любить Россию», — считает он.
Владыка подчеркнул, что Церковь выступает против преподавания в рамках школьной программы общего предмета по основам мировых религий и настаивает на раздельном преподавании религиозных знаний уже с начальных классов школы.
Со своей стороны замминистра образования и науки РФ Дмитрий Ливанов привел статистику, согласно которой в 58 из 79 органов образования в субъектах РФ считают, что преподавание основ религии должно вестись на факультативной основе, иметь светский характер, преподаваться светскими учителями и даже факультативно вводиться только с согласия родителей.
Он высказал мнение, что «Основы православной культуры» не могут быть обязательным предметом для всех школьников. Предмет, считает Д.Ливанов, может вводиться лишь в отдельно взятой школе с учетом мнения родителей и лишь в двух вариантах: либо в качестве факультатива вне основной сетки занятий с 14-летнего возраста, либо как спецкурс школьного компонента по выборам.
Еще один участник заседания, член Общественной палаты, главный раввин России Берл Лазар подчеркнул, что в школе детям нужно дать не только образование, но и воспитание. «Самый хороший вариант — чтобы дети учили не только «Основы православной культуры», еще более важное, чтобы они изучали основы всех религий», — сказал раввин.
По его словам, важно включение сведений обо всех религиях в один учебник, поскольку это даст возможность понять ученикам, «что в основе всех религий есть то, что может объединять всех граждан России».
В рекомендациях министерству образования и науки, принятых на заседании, подчеркивается, что «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры».
Авторы документа подчеркивают, что принцип светскости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка.
«Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества», — говорится в предложениях палаты.
Для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а для учеников старше 14 лет — согласие самих учащихся на изучение религиозных предметов, считают авторы документа.
По их мнению, необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-религиоведческих учебных курсов (этика, история и т.п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.
В документе также содержатся предложения выйти с законодательной инициативой по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций.