Как уже сообщалось, 27 ноября три комиссии Общественной палаты: по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации и по вопросам сохранения культурного и духовного наследия — провели совместное заседание, посвященное вопросам изучения религиозной культуры в системе образования.
В работе заседания участвовали более 40 человек, в том числе управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, заместитель министра образования РФ Дмитрий Ливанов, главный раввин России Берл Лазар, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.
В сентябре министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обратился в Общественную палату с просьбой высказать свое мнение по вопросу преподавания в школе «Основ православной культуры» и иных религиоведческих дисциплин. Итогом совместной работы трех названных выше комиссий стал проект «Предложений Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования», одобренный на заседании 27 ноября.
«Принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка», — говорится в «Предложениях» Общественной палаты.
В документе подчеркивается, что следует обязательно соблюдать и права нерелигиозной части общества.
«В случае включения таких учебных курсов в региональный компонент общего среднего образования следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей заменять их изучение другими учебными курсами», — говорится в документе. Это могут быть курсы этики, истории этики, философской культуры — главное, чтобы они нравственно воспитывали ребенка.
«Для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а с 14 лет — согласие самих учащихся», — отмечается в документе.
Как заявил председатель комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков, предмет «Основы православной культуры» должен быть в системе школьного образования, ибо он «отражает запросы населения, подавляющее большинство верующих которого принадлежит к Православию». По его словам, во многих регионах компактного проживания верующих других конфессий уже преподают основы соответствующих религий.
Вместе с тем Тишков высказал мнение, что самым приемлемым для больших городов может оказаться курс «Основы мировых религий», введение которого в федеральный образовательный компонент рассматривает министерство образования.
«Наша молодежь должна знать культурную и духовную составляющую жизни своего народа, страны. Знание нравственных заповедей, духовной культуры будет не разделять, а только объединять жителей России», — заявил в свою очередь управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент. Митрополит убежден, что основы религиозной культуры следует преподавать в рамках регионального и школьного компонентов учебной программы.
«Он должен носить чисто культурологический, а не миссионерский характер и преподаваться в обязательном порядке специально подготовленными светскими учителями. Если родители школьника ориентированы на нерелигиозный образ жизни, то для него следует организовать изучение светской этики, культуры, философии. Такая практика существует в других странах», — подчеркнул митрополит Климент.
Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский в свою очередь заявил, что считает более эффективной для повышения уровня духовности в обществе государственную поддержку преподавания основ религий в конфессиональных, а не в общеобразовательных школах.
Главный раввин России Берл Лазар уверен, что вместо основ православной или иной отдельной религиозной культуры надо преподавать курс «Основы традиционных религий России». По его словам, «плохо, если Еврейская автономная область будет изучать только основы еврейской религии» или регион с преобладанием мусульманского населения — только основы исламской культуры.
На это митрополит Климент возразил, что маленькие дети не могут уяснить разницу между религиозными культурами. По его словам, если ребенку в начальных классах преподавать основы всех традиционных российских религий или, тем более, мировых религий, то «у него в голове получится сумбур».
Кроме того, митрополит отметил, что, согласно результатам опросов, 80% респондентов хотят, чтобы их детям преподавали именно «Основы православной культуры», а не все религии одновременно.
Заместитель министра образования Дмитрий Ливанов сообщил, что из 79 регионов, откуда на запрос министерства получены ответы, основы религии в 19 регионах не преподаются, в 35 регионах религию изучают до тысячи школьников, в 17 регионах — несколько тысяч, и лишь в восьми регионах преподавание ведется полномасштабно. Лидирует Белгородская область, где основы религии изучают около 150 тыс. учащихся. Среди лидеров также Чечня, Ингушетия и Московская область.
При этом в Минобразования считают, что религию должны преподавать в школе только светские учителя и либо как факультативный курс, который дети старше 14 лет выбирают сами, а за детей до 14 лет выбирают родители, либо как спецкурс из числа предлагаемых по выбору в рамках школьного компонента.
Вопрос же о возможности введения в федеральный образовательный компонент «Основ мировых религий», по словам Ливанова, «необходимо обсуждать, он требует консолидированного мнения».
Пресс-служба Общественной палаты РФ/Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru