Католический богослов Фридрих Грис уже двадцать лет занимается борьбой с тоталитарными сектами и деструктивными культами. Он входит в правление FЕCRIS — неправительственной организации при Совете Европы, исследующей религиозные культы. Эта организация, созданная в 1994 году в Париже, имеет полномочия рассматривать рассматривать заявки на регистрацию религиозных организаций и запрещать культы, признанные опасными для личности. FЕCRIS имеет ассоциированных членов не только в Европе, но и в США, Канаде и Южной Америке.
На конференции «Вероисповедания и новые религиозные движения в Болгарии — проблемы и перспективы на пороге ЕС» он, в частности, заявил:
«Существует два определения секты. Первое — любая религиозная группировка, порвавшая с Церковью (от лат. «sectum» — отделенное, отсеченное). Второе, которое обычно и подразумевается в разговорах о сектах — группа, чье учение и практика противоречат общественным представлениям о нравственности, человеческом достоинстве, правах, и свободе, и чья деятельность приводит к психическим, социальным и экономическим конфликтам и угрозам. Такие группы и называют «сектами» или «деструктивными культами».
Конечно, точную границу провести трудно: перед нами широкий спектр религиозных движений, от вполне безопасных до исключительно вредоносных. Важно понять, что религиозная свобода имеет свои границы — там, где под угрозу ставится физическое или психическое здоровье людей или социальная и экономическая жизнь общества.
Вспомните самоубийство членов секты «Храм народа» в ноябре 1978 года, когда погибли 914 человек, в том числе много детей. Вспомните массовое самоубийство сектантов «Ветви Давидовой» в Техасе в 1993 году. Вспомните газовую атаку в токийском метро, устроенную сектой «Аум Синрике» в марте 1995 года. Вспомните самоубийства сектантов из «Храма Солнца», когда во Франции и в Канаде в 1994-1997 годах покончили с собой 74 человека. Ведь это только малая часть списка жертв деструктивных культов.
Признаки деструктивного культа обычно легко различимы. Во-первых, глава секты почитается остальными сектантами как божество или, по крайней мере, как говорящий от имени Бога. Каждому члену секты непрерывно внушается, что его учение — истина, не подлежащая сомнению, и единственный путь к спасению; всякий, кто его не разделяет, несомненно погибнет.
Такой культ подробно регламентирует повседневную жизнь человека вплоть до самых интимных ее сторон. У членов секты создается ощущение страха и виновности, что облегчает манипуляцию ими. Внушается представление о грани между сектой и всем остальным миром: внутри — истина и спасение, вне — только неверные, приближающие погибель. Член секты уже в силу своего в ней членства лучше остальных. Покинуть секту равнозначно смерти, это навлечет проклятие и бесчисленные беды не только на отступника, но и на всех его близких.
Оставшись в секте, человек всецело попадает под ее контроль. Он не располагает своим временем, у него нет времени на общение вне секты. Если же подобные контакты случаются, рядом всегда оказывается кто-то из сектантов. За ним тщательно следят, ловя любое нарушение запретов, наложенных сектой. Под воздействием мистических практик, «духовных» упражнений и «духовной» литературы меняется язык, на котором он говорит и мыслит. Он переходит на жаргон, который понимают только единоверцы.
В США и Европе представления о религиозной свободе различаются. В Европе ее субъектом выступает личность: всякий волен объявить себя приверженцем какой угодно религии или отрицать учение любой из них. В США же субъектом выступает организация, так что любая секта в принципе имеет право делать со своими приверженцами что угодно, пока это не выходит за рамки уголовного кодекса. Поэтому некоторые секты, легальные в США, запрещены в Европе. Так, например, в исправительном лагере «Церкви» сайентологов, который называется «Проект врачующей силы», людей подвергают унижающим человеческое достоинство манипуляциям, и власти в это не вмешиваются. Некоторые группы неохаризматиков в качестве «таинств» практикуют применение ЛСД и других наркотиков. В Европе все это запрещено.
В наше время секты образуют собственные международные содружества, действуют и распространяются по специальным планам и охватывают не только одну-две страны, но и целые континенты. Мы должны этому противопоставить столь же разветвленную организацию для изучения их деятельности на местах. Мы информируем о деятельности сектантов местные власти, которые вправе ограничивать ее. Восточная Европа остро нуждается в подобной структуре, поскольку к странам этой части континента проявляют интерес весьма небезобидные культы».
Regions.ru/Патриархия.ru