22 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с праздником памяти святой блаженной Матроны Московской, 130-летие со дня рождения которой мы сегодня празднуем. Святая Матрона Московская явила нам некий образ человеческой немощи и скорби. Через немощь и скорбь — в разной степени, конечно, — проходим все мы. Для некоторых скорбь и немощь те же, что были у Матроны: один не видит света Божиего, другой не слышит, третий не может ходить, у четвертого парализованы руки. Это глубина человеческого страдания, потому что немощи эти так ограничивают человека, что он чувствует величайшую скорбь, сравнивая себя с теми, кто видит, слышит, ходит, действует. Можно еще долго перечислять физические недуги, которые помрачают человеческое сознание, мешают людям чувствовать себя мирно и спокойно.
Но ведь есть и другие скорби, которые связаны со стесненными жизненными обстоятельствами, с конфликтами в семьях между мужем и женой, между детьми и родителями, с конфликтами с теми, с кем мы вместе трудимся. Да чего только нет в этом мире, что приводит нас к скорби!
Как чаще всего мы отвечаем на эту скорбь? Если у нас есть физические силы, мы возмущаемся, мы боремся за свои права и за свое место под солнцем, мы стараемся нанести удар тем, кто нам враждебен. Либо мы до бесконечности сетуем на жизнь, жалуемся ближним и дальним, омрачая тем самым и жизнь окружающих людей. Чаще всего наша скорбь перестает быть только нашей скорбью — мы стараемся распространить ее и на других людей, в первую очередь на тех, кто рядом с нами: «пускай, мол, все знают, как мне плохо! Пускай и другим будет плохо, потому что мне плохо!» Подобная скрытая логика поведения греховного человека, проходящего через страдания, не только наносит вред ему самому, усугубляя его скорбь, но и создает вокруг него ту мрачную, тяжелую атмосферу, от которой здоровые люди часто хотят сторониться.
Святая праведная Матрона Московская являет нам совсем другой пример восприятия скорби. Ни ропота, ни выражения боли, ни стремления на других возложить часть своей скорби не было — мирно и светло, несмотря на внешнюю, физическую темноту, протекала ее внутренняя жизнь. И мы сегодня вспоминаем с благоговением ее имя, потому что она явила нам образец христианского восприятия креста, скорби, страдания.
Крест и страдание являются великим определителем меры нашей веры, меры нашей религиозности, меры силы нашей молитвы, меры нашей надежды на Бога. Если скорбь разрушает нас, если мы теряем присутствие духа, если мы омрачаем жизнь ближних, то это значит, что мы проваливаем великий экзамен, который Бог нам предлагает. Мы не соответствуем всему тому, что Он требует от нас. В нас нет веры, нет надежды, нет молитвы, у нас нет любви.
«Сила Моя в немощи совершается», — говорит Господь (см. 2 Кор. 12:9). Почему Он явил такое богатство благодати над святой Матроной? Да потому, что она заслужила это. Она заслужила Божию милость, она заслужила Божию благодать безропотным, радостным и мирным своего креста. Вокруг нее собирались люди, к ней тянулись, ведь тянутся к светлому, а не к темному. Страдание само по себе не может притягивать — вот почему некоторым тяжело посещать места страданий: больницы, тюрьмы… Страдание отталкивает, а страдание Матроны притягивало, потому что через это страдание, праведно его неся, она стяжала великую благодать. Этой благодатью она и сегодня делится с нами.
Но ведь сюда, в этот монастырь, к ее цельбоносным мощам приходят люди не от хорошей жизни. Ведь каждый, кто приходит, приходит со страданием, и просят Матронушку: «Помоги!» И, наверное, никто не задается вопросом: «А почему Матронушка была светла и счастлива в своей слепоте? Почему ни на кого она не возлагала бремя своего крестоношения? Почему с такой духовной силой и с таким внутренним миром она несла свою скорбь?» И когда мы прикладываемся к мощам блаженной Матроны Московской, мы должны не только слепо просить у нее «помоги, помоги, помоги», оставаясь теми, кем мы являемся, — не умеющими нести креста и скорби, не изменяющими своего сердца, не стремящимися встретить скорбь по Божиему закону, сохраняя мир в сердце, любовь к ближним, тепло своего сердца.
Тайна Божия — кому помогает Матрона, а кому не помогает. Но когда мы подходим к ее мощам, мы не получаем прошения по нашим молитвам автоматически, потому что в Церкви нет никакой магии. Это колдуны и маги говорят: «ничего не надо, заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание, соверши какие-то суеверные действия — и ты автоматически получишь все, что хочешь». В Церкви человек ничего не получает автоматически — он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону. А в центре этого закона — способность человека нести свой крест, как учит Христос.
И если мы хотим получить помощь через молитву у мощей святой праведной Матроны Московской, обяжем себя подражать ей и в страданиях, чтобы и на нашу немощь излилась Божественная благодать по ее святым молитвам. Аминь.
Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, матушка Феофания, всех сестер святой обители, духовенство, которое нам сегодня сослужило, с этим великим памятным днем.
Вы являетесь хранителями мощей святой праведной московской угодницы Божией, и на вас возложена великая ответственность за сохранение мощей, за сохранение ее памяти, а одновременно и за воспитание народа, который во множестве сюда приходит. Вместе с радостью видеть тысячи паломников тысячекратно увеличивается ваша ответственность, и Бог будет спрашивать и за тех паломников, которые приходят к вам. Поэтому большим делом является организация работы с паломниками, пастырская, душепопечительская работа: чтобы люди не только приложились, поставили свечечку, пожертвовали на монастырь и ушли, но чтобы они еще и слово утешения получили от пастырей, от опытных монахинь. Покровский монастырь является и должен в еще большей степени являться духовным центром нашего Первопрестольного града.
Этими словами я и напутствую Вас, матушка игумения, и всех сестер, чтобы была воспринята сугубо та ответственность, которую Господь на вас возлагает, и вместе с внешним благоукрашением монастыря, — что крайне необходимо, — и духовно благоукрашалась жизнь этой святой обители, давая мир и утешение всем, кто притекает к цельбоносным мощам святой праведной Матроны Московской. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси