Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл: Принесение Пояса Богородицы стало убедительным свидетельством того, что мы живем в православной стране

Святейший Патриарх Кирилл: Принесение Пояса Богородицы стало убедительным свидетельством того, что мы живем в православной стране
Версия для печати
1 декабря 2011 г. 14:30

1 декабря 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Во вступительном слове Святейший Владыка поделился мыслями о завершившемся на днях пребывании Пояса Пресвятой Богородицы, принесенного в Россию из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон.

В преддверии заседания я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, что произошло в нашем Отечестве в связи с прибытием Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне. Вся страна знает, что около трех миллионов человек приложились к святыне; что нужно было отстоять многокилометровые очереди, чтобы подойти к Поясу. И все это происходило не летом, не в теплую погоду, а осенью и даже зимой, что потребовало от людей сил — не столько физических, сколько сил веры.

Многие приходили за чудом, что естественно — ведь мы и в храм приходим за чудом. Когда мы молимся, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы верим, что Господь войдет в нашу жизнь. Мы отдаем Ему свою свободу, просим Его войти в нашу жизнь и помочь решить наши проблемы — физические и духовные. Поэтому соприкосновение с чудом — это реальность церковной жизни. Если бы не было этого соприкосновения, то не было бы опытного доказательства бытия Божия, не было бы доказательства присутствия внечувственного, сверхчувственного мира в нашем чувственном мире.

Поэтому, когда некоторые начинают рассуждать о том, что это стремление к чуду есть чуть ли не мракобесие, то они просто выплескивают вовне свою собственную болезнь, свое собственное внутреннее расстройство. Вообще, в негативных откликах на происходящее мы словно увидели картину нашего общества. Уже ради одного этого нужно было привезти Пояс Пресвятой Богородицы. Ведь миллионы пришли поклониться, и еще десятки миллионов не смогли — а это были бы десятки миллионов, если бы Пояс Пресвятой Богородицы побыл у нас еще некоторое время. Просто не успели, потому что было физически невозможно, даже применяя не вполне традиционные технологии подхода к святыням, обеспечить достаточно скорое прохождение столь огромного количества людей.

Так что же нам показали отклики на принесение Пояса? Дивные Божественные слова я хотел бы сейчас процитировать: «В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). Почему один человек верит, а другой нет? Спросите у любого семинариста, и он ответит: существуют нравственные условия существования веры человеческой. Необходимо особое духовное, нравственное состояние человека, чтобы он был открыт действию Божественной благодати. А когда человек противится Богу, когда люди находятся в плену у диавола, то Божие чудо у одних вызывает раздражение, у других злобу, у третьих клевету. Разве не то же самое происходило и в дни земной жизни Господа Иисуса Христа? Он совершал чудеса, исцелял, воскрешал мертвых — и что, все это принимали? И злобы было не меньше, чем в наше время, и злоба эта довела Спасителя до Креста.

Ради одного этого должно было состояться принесение святыни — чтобы люди увидели, что мы живем в православной стране. Ни одно мероприятие за всю историю — ни политическое, ни спортивное — не собрало столько людей, сколько принесение образа Пресвятой Богородицы. Это и было шоком для людей, которые на дух не переносят веру — по тем самым причинам, о которых я сказал: «в злохудожную душу не внидет премудрость». Думаю, что умные люди, имеющие «злохудожную душу», сделают правильный вывод: «если я не принимаю этого, значит что-то у меня внутри не так, мне нужно в самом себе разобраться». А человек ограниченный, закомплексованный, политически ангажированный будет по-прежнему петь свою песню.

Что же на самом деле происходило в этой очереди? Я получал буквально в режиме реального времени информацию о происходившем. Конечно, были люди, которым было тяжело, которые были чем-то недовольны. Но абсолютное большинство стояло в очереди, не просто дожидаясь прикосновения к святыне, — это был молитвенный подвиг, подвиг веры, который менял людей на глазах. Представители Министерства внутренних дел, московской мэрии говорили: «Мы никогда за всю свою профессиональную жизнь не имели дела с такой очередью — где бы люди благодарили, где бы люди улыбались, где бы люди так близко к сердцу принимали любое проявление доброжелательности».

А сколько лицемерных и ложных слов было сказано по поводу пропусков! Быть может, кто-то обиделся, что люди, допустим, из детского дома, из детского сада, из какой-то организации, приехав издалека, получили эти пропуска. Но ведь вот что важно помнить: люди в очереди стояли добровольно. Многие само стояние воспринимали как богоугодное делание. Я столкнулся еще и с другим. Некоторые говорили: «Жалко, что я не сумел выстоять всей очереди». А тот, кто прошел по пропуску, сказал: «Я, наверное, не испытал того, что испытывали люди, стоявшие в очереди». Эта очередь, которая шокирует современного обывателя, привыкшего к комфорту, которая раздражает человека, не приемлющего по идеологическим причинам феномен веры вообще, — это было не что иное, как выражение сильного религиозного чувства людей.

Ну а что касается тех, кто это чувство называл обскурантизмом, суеверием — один артист договорился до того, что назвал его «сектантством», — пусть эти слова останутся на их совести. Как они могут взять на себя право судить, не зная, что происходит в душах человеческих? «Не судите, да не судимы будете» — почему Господь дает нам такую заповедь? Да потому, что ни у кого, кроме Бога, нет возможности и способности проникнуть в глубину человеческой души, понять, что по-настоящему в этой душе происходит. И тот, кто высокомерно, да еще и оскорбительно судит, словно высек самого себя перед лицом всего народа. Поэтому этих людей я бы призвал к покаянию: переосмыслите свою жизнь! Поймите, что, соприкоснувшись со святыней, вы обожглись! Обожглись потому, что душа злохудожная. И из этой ситуации есть два выхода: либо продолжать эту злохудожную жизнь, либо, обжегшись этой Божественной благодатью, задуматься о своей жизни и о вечном.

Есть нечто очень важное: присутствие Пояса Пресвятой Богородицы никого не оставило равнодушным, а это уже великое и святое дело в наш равнодушный, безразличный век. Когда люди собираются на политические или спортивные мероприятия, мотив очевиден — простой человеческий мотив. Но когда люди приходят в храм, этих мотивов нет — есть только внутренние причины. И то, что миллионы людей стояли в очередях, чтобы прикоснуться к святыне, говорит о состоянии души нашего человека.

Пока будет жива вера православная, будет сохраняться и великая сила в нашем народе. Это аксиома, которую подтверждает исторический опыт. И мы должны возблагодарить Господа за то, что величайшее тому доказательство было явлено во дни пребывания Пояса Пресвятой Богородицы на нашей земле.

Я счел необходимым поделиться с вами, братия, этими мыслями, принимая во внимание все то, что происходило и происходит вокруг Пояса Пресвятой Богородицы. Ее Покровом да сохранит Господь землю нашу от всякого зла и да поможет нам в обустройстве, как духовной, так и материальной жизни.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Материалы по теме

Состоялось заседание Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь

В Зачатьевском монастыре Москвы состоялось празднование в честь 25-летия перенесения образа Богоматери «Милостивая» в обитель и 25-летия возведения в сан игумении настоятельницы монастыря

К чудотворному образу Божией Матери «Милостивая» люди идут отовсюду [Статья]

В Общественной палате РФ прошло собрание по итогам принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу заседания Высшего Церковного Совета

Заседание Высшего Церковного Совета 5 ноября 2024 года

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу заседания Высшего Церковного Совета

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 24 сентября 2024 года [Патриарх : Приветствия и обращения]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства