5-8 декабря 2011 года в Москве состоялись VII богословские собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Немецкой епископской конференции. По приглашению Московского Патриархата встреча проходила в Отделе внешних церковных связей. Перед началом собеседований от имени председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона с приветственным словом к участникам обратился заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков). Главы делегаций архиепископ Берлинский и Германский Феофан и епископ Регенсбургский Герхард Людвиг Мюллер подчеркнули важность этого диалога для развития православно-католических отношений.
VII богословские собеседования в Москве, посвященные теме «Христианское понимание прав человека», стали продолжением предыдущей встречи в бенедиктинском монастыре Вельтенбург, Германия, в 2009 году на тему «Христианский образ человека в контексте европейского развития».
В состав делегации Русской Православной Церкви входили архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, первый заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники ОВЦС МП священник Александр Васютин и диакон Алексей Дикарев, консультант Синодальной библейско-богословской комиссии А.И. Кырлежев.
Немецкую епископскую конференцию на собеседованиях представляли епископ Регенсбургский Герхард Людвиг Мюллер, епископ Магдебургский Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии Николаус Швердтфегер, директор Института имени Иоганна-Адама Мёлера (г. Падерборн) доктор Йоханнес Эльдеманн, профессор доктор Альбёрт-Петер Ретманн, профессор доктор Йозеф Фрайтаг, профессор доктор Эберхард Шокенхофф, профессор доктор Хайнц-Герхард Юстенхофен.
6 декабря 2011 года в Храме Христа Спасителя члены делегаций были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приветствуя участников собеседований, Его Святейшество отметил, что позиции Православной и Римско-Католической Церквей по проблемам современной антропологии в значительной мере близки, что является позитивным свидетельством. В этом смысле две Церкви могут и должны быть мостом между культурами наших народов.
7 декабря 2011 года члены делегации Немецкой епископской конференции посетили Апостольскую нунциатуру в Москве, где совершили мессу совместно с апостольским нунцием в Российской Федерации архиепископом Иваном Юрковичем и ординарием архиепархии Божией Матери в Москве архиепископом Паоло Пецци. На состоявшемся затем приеме присутствовали члены делегации Русской Православной Церкви в архиерейском сане.
В ходе собеседований в целом ряде докладов была глубоко проанализирована главная тема — «Христианское понимание прав человека». В первом докладе на тему «Права человека в традиции Русской Православной Церкви» епископ Бобруйский и Быховский Серафим привел примеры православных защитников человеческого достоинства в истории России и подчеркнул необходимость сотрудничества Востока и Запада в стремлении к справедливости.
Доклад епископа д-р Николауса Швердтфегера был посвящен Декларации II Ватиканского Собора о религиозной свободе «Dignitatis humanae». Докладчик проанализировал декларацию в свете эволюции в католическом богословии от понятия «право Истины» к концепции «права личности», которой свойственно представление о человеке как субъекте права.
В своем докладе профессор доктор Йозеф Фрайтаг сравнил исторический опыт существования Римско-Католической Церкви в Германии и Русской Православной Церкви в СССР в условиях тоталитарной диктатуры, попиравшей человеческое достоинство. Данный опыт способствовал осознанию важности размышления в Церкви над темой прав человека.
Архимандрит Кирилл (Говорун) в своем выступлении представил историю создания документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», одобренный Архиерейским собором в 2008 году, а также представил богословскую интерпретацию взаимосвязи понятий «человеческое достоинство» и «достойная человека жизнь». Докладчик подчеркнул, что речь идет лишь о первом документе Русской Церкви по данному вопросу, не претендующем на окончательный характер.
Протоиерей Димитрий Сизоненко в своем докладе изложил библейские основания учения о достоинстве и правах человека, которые в свете Откровения приобретают характер универсальности и трансцендентности. При этом он обратил особое внимание на то, что Бог в Священном Писании открывается как Бог жизни, Освободитель и Защитник слабых.
Профессор д-р Эберхард Шокенхофф сопоставил три подхода к обоснованию прав человека в истории: утверждение естественного равенства в античной философии, понятие о богоподобии в библейском богословии и требование правовой защиты в секулярной мысли нового времени. Он подчеркнул необходимость разработки понимания прав человека, которое бы выходило за рамки отдельных культур.
В сообщении «Свобода человека и свобода религии: сотериологическая перспектива» А.И. Кырлежев рассмотрел проблему кризиса постсекулярной теории права, показавшей свою несостоятельность, и обосновал необходимость создания концепции прав человека, которая могла бы примирить религиозный и светский подходы.
Проф. д-р Хайнц-Герхард Юстенхофен в докладе «Свобода религии — область апробации прав человека. Обоснование и последствия» заметил, что с богословской точки зрения религия, с одной стороны, обосновывается необходимостью принятия веры свободным актом, с другой стороны, различением между объективной (данной в Откровении) и субъективной (обязывающей совесть) истиной. При этом свободу религии нельзя понимать как право индивида, она имеет также социальное измерение, поскольку государство обязано обеспечить свободу религии в обществе. Это касается как области богослужения, так и социальной сферы и права на религиозное воспитание детей. В Германии это осуществляется в различных формах сотрудничества между Церковью и государством.
Дискуссия по докладам показала, что существует широкий консенсус относительно понимания прав человека в католической и православной традициях. Неотъемлемое достоинство каждого человека, основанное на его богоподобии, закладывает богословский фундамент прав человека. И хотя нельзя обосновать достоинство человека только лишь богословски, оно достигает полного признания благодаря трансцендентному характеру человеческой личности. Права человека нельзя непосредственно выводить из идеи человеческого достоинства, они, напротив, выросли из исторического опыта попрания человеческого достоинства. Они формулируют минимальные условия, которые должны выполняться, чтобы достойная человека жизнь стала возможной. Изначально они были сформулированы как права, защищающие отдельного человека в государстве, лишь позже они были дополнены правами социального участия и определенными коллективными правами (на пищу, воду и т.п.).
Библейская традиция подчеркивает неотчуждаемое достоинство человека, несмотря на его унижение (как в случае страдающего Иова или пророка Исайи в Ветхом Завете, а также повествования о распятии Христа в Новом Завете). Из опыта унижения широких слоев населения тоталитарными режимами XX века выросло осознание необходимости правовой гарантии прав человека.
Права человека защищают от тоталитарного произвола, противостоя эксклюзивизму и отвержению человека по этническим, религиозным или иным причинам. Тем самым они полагают конец мышлению в рамках схемы «свой-чужой» и позволяют преодолеть отчуждение между людьми. Права человека являются силой беззащитных, которая делает возможным сопротивление, осуществляемое правовым путем, произволу более сильных или бесправию, чинимому со стороны государства. Они являются поэтому, с христианской точки зрения, неотъемлемой основой общества, которое подчеркивает равное достоинство всех людей. Реализация прав человека требует, однако, наряду со свободой индивидуума, наличия социально ориентированной правовой системы, которая обеспечивает возможность достойной человека жизни для каждого члена общества.
Наряду с этими общими основополагающими убеждениями проявились также различия в подходах. В частности, они касаются определения отношений между индивидуумом и обществом, а также связи между достоинством человека и его нравственно «достойной» жизнью. Несмотря на то, что акценты ставятся по-разному, участники согласились, что достоинство человека проявляется в его способности к нравственному и ответственному поведению.
В завершение встречи участники поддержали идею регулярного проведения богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Католической Церковью в Германии. Следующий раунд предполагается провести 6-10 октября 2013 года в г. Магдебурге, Германия.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru