В рамках годового отчёта правящего архиерея епархиальному собранию Воронежской епархии были озвучены последние статистические сведения о преподавании ОПК и других учебных дисциплин православной направленности в светских школах региона.
По данным епархии, 232 учебных курса по ОПК (сюда входят факультативы, кружки, различные тематические вставки, — типа часов духовного краеведения или знакомства с основными направлениями сектантства) преподаются в 201 школе региона.
«В целом, — отмечает в своём докладе митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, — по сравнению с прошлым годом мы наблюдаем сокращение общего числа факультативов и кружков». Главной причиной этого, считает иерарх, стало сокращение в 2006/7 учебном году бюджетного финансирования блока «внеклассной работы». (Вопросы финансирования внеклассной работы, как и всевозможных учительских надбавок относятся преимущественно к компетенции субъектов федерации; Воронежская область является стабильно дотационным регионом).
Падение показателей изучения ОПК, отметил митрополит Сергий, могло быть существенно большим, «если бы не работа части преподавателей на бесплатной основе». Вместе с тем, он отметил и такую тенденцию: в тех местностях, «где введение ОПК поддерживается главами районных администраций (3 административных района), число факультативов увеличилось по сравнению с прошлым годом».
В самом Воронеже ситуацию с преподаванием ОПК иерарх называет «неблагополучной», поскольку «из более 120 имеющихся общеобразовательных учреждений города знакомство с православной культурой ведется только в 26 школах (22%)». В ряду обстоятельств, создающих сложности на пути внедрения ОПК в учебный процесс школ Воронежа митрополит Сергий назвал «нежелании руководителей образования районов города заниматься этой проблемой» и пассивность городского духовенства.
От позиции священника по вопросу ОПК, его личных воззрений, представлений о возможностях миссии в современном мире, отношения к своим пастырским обязанностям зачастую зависит успех или неуспех образовательных начинаний. «Пассивность священника, также как и его «революционная активность» в православном окормлении образовательного учреждения, — по словам архиерея, — тормозят преподавание ОПК в государственной школе». Митрополит Сергий привёл в качестве иллюстрации примеры встречающихся крайностей. На предложение директора Среднеикорецкой школы в Лискинском районе о заключении договора на преподавание ОПК настоятель местного храма «ответил отказом, сославшись на то, что ему некогда этим заниматься». В другом месте — селе Осетровка Верхнемамонского района — тамошний священник буквально «доводит директора местной школы до слез, заявляя, что всех учителей нужно разогнать, т.к. они не посещают храм и не причащаются, а учащиеся должны молиться не только на занятиях по ОПК, но и перед другими уроками». Как результат, директор, ссылаясь на недовольство родителей «обязательными молитвами», своим решением прекратила уроки ОПК.
Митрополит Сергий особо отметил роль в подготовке педагогов ОПК отдела катехизации и религиозного образования. По его словам, с задачей обучения педагогов отдел справляется успешно. За прошедший год епархиальным отделом было подготовлено свыше 160 преподавателей из разных мест области, помимо этого, епархия организовала обучение учителей на недельных курсах в Московских духовных школах.
Подготовка учителей ОПК в Воронежской области ведётся параллельно в областном институте усовершенствования учителей и по линии епархиального отдела катехизации и религиозного образования.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru