24 января священник Сурожской епархии Стефан Платт (Великобритания) встретился со студентами и преподавателями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
В своем сообщении отец Стефан сделал краткий обзор истории Православия в Великобритании и представил собственное восприятие событий, произошедших в Сурожской епархии в последние десять месяцев. Исторический контекст помогает лучше понять природу конфликта, возникшего в епархии теперь.
Первый православный храм был построен в Лондоне в XVIII веке — это была небольшая домовая церковь при русском посольстве. По договоренности в ней попеременно служили русские и греческие священники, она окормляла всех православных жителей Лондона.
Первая греческая церковь была открыта в XIX веке. В XX веке после революции 1917 года в Англию прибыло незначительное количество эмигрантов из России. С самого раннего периода православная община была разделена на две группы: один приход находился в юрисдикции Московского Патриархата, и два прихода — в юрисдикции Зарубежного Синода.
После Второй мировой войны начинается новый этап в жизни Православной Церкви Великобритании. В это же время, после войны, в 1948 году в Англию приезжает иеромонах Антоний Блум, будущий почитаемый всеми митрополит Антоний Сурожский. Он застает очень непривлекательную картину на приходах — большую часть общин составляли дети и бабушки. Чтобы через 30 лет общины не исчезли совсем, отец Антоний начинает активную миссионерскую работу, в результате которой значительное число англичан принимает Православие. При владыке Антонии численность Сурожской епархии достигла своей максимальной величины — 3 тыс. человек, т.е. численности среднего московского прихода. На рубеже веков приходы значительно пополнились эмигрантами из России последней волны.
Если говорить о приходах, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, то к 2007 году в Англии насчитывается три экзархата и около 150 приходов (больше, чем приходов Московского Патриархата). Всего же на территории Великобритании присутствуют шесть Православных Церквей. Здесь возникает несколько проблем. Одна из них — это пересечение юрисдикций. Другая — позиция Константинопольского Патриархата в решении вопроса о юрисдикции приходов Западной Европы. Третья — трения между представителями последней волны эмиграции и потомками эмигрантов второй и третьей волны.
Новая волна эмигрантов стала проблемой и для пастырского попечения: священников не хватало, мало кто из них знал русский язык; создавало проблемы излишнее рвение новой паствы, доходившее до неподобающего поведения; эмигранты впервые столкнулись в Англии с иной богослужебной практикой. «Эти люди благодаря своему энтузиазму стали играть ведущую роль на приходах. А на самом деле им бы надо лет семь постоять и просто помолиться в церкви… чтобы все клетки организма стали “православными”, т.к. все клетки полностью обновляются как раз за семь лет», — иронично заметил отец Стефан.
Кончина владыки Антония, последовавшая в 2003 году, лишила епархию руководителя, обладавшего огромным личным влиянием, компенсировавшим множество проблем. Отец Стефан получал пастырское образование под руководством владыки Антония, а позднее несколько лет служил вместе с ним. По его наблюдениям, митрополит Антоний оказывал огромное влияние не только на православных, но и на христиан других христианских деноминаций.
После кончины владыки Антония временным управляющим Сурожской епархией был назначен сподвижник владыки — епископ Сергиевский Василий (Осборн). По мнению отца Стефана, владыка Василий не очень подходил для этой должности. Он замкнутый, застенчивый, «типичный интроверт» — поделился своим мнением отец Стефан. К апрелю 2006 года владыка Василий почувствовал, что не может справиться с пастырской проблемой в епархии. Он обратился к Московской Патриархии с просьбой отпустить его присоединиться к Константинопольской Патриархии. Кроме того, он просил отпустить приходы, которые согласятся последовать за ним, что, по словам отца Стефана, «очень необычно».
Указом Святейшего Патриарха Алексия от 9 мая 2006 епископ Василий был освобожден от управления Сурожской епархией с увольнением его на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания разбора кризиса, возникшего в епархии, специальной комиссией, назначенной Московским Патриархом.
Решением Синода Константинопольского Патриархата от 8 июня 2006 владыка Василий был принят в юрисдикцию этой Поместной Церкви и, с титулом епископ Амфипольский, назначен викарием архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) — главы Западноевропейской архиепископии Русских Православных Церквей.
В декабре 2006 Священный Синод Русской Православной Церкви постановил «Отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского Патриархата».
На вопрос одного из студентов, что теперь, спустя некоторое время, думает епископ Василий (Осборн) о своем решении, отец Стефан передал слова владыки, сказанные им самим в ответ на такой же вопрос: «Время покажет, был я прав или нет».
В настоящее время в Оксфорде, где служит отец Стефан Платт, три прихода: Благовещенский, перешедший под юрисдикцию Вселенского Патриарха вместе с владыкой Василием; приход Элладской Церкви; Свято-Никольский приход Московского Патриархата, в котором служит отец Стефан. Ситуация в Оксфорде отражает общую ситуацию в Сурожской епархии.
В заключение отец Стефан рассказал, какие задачи и цели стоят перед Православными Церквями в Англии на сегодняшний день. «Мы должны изгнать из Православной Церкви национализм и ксенофобию — эти понятия в корне не соответствуют христианской жизни, — заметил отец Стефан Платт. — Нам следует стремиться к подлинному и ясному Православию, той вере, которая пришла в Великобританию 2 тыс. лет назад».
Отец Стефан указал также пути, которыми, по его мнению, следует идти к православному единству. Во-первых, необходимо организовать регулярные встречи всех православных иерархов Великобритании, как это принято в США и Франции. Во-вторых, целесообразно сотрудничество всех юрисдикций, существующих на территории Англии, в обеспечении православного богословского образования для будущих пастырей. Американский опыт убеждает, что обучение в вузе другой юрисдикции, способствует укреплению православного единства. Начало этому уже положено в Кембридже, где существует Институт православных исследований. Но этого явно недостаточно.
Сообщение священника Стефана Платта вызвало большой интерес у студентов и преподавателей. Отец Стефан сумел достаточно тонко и дипломатично изложить непростую ситуацию в Сурожской епархии, представив взгляд изнутри. Как человек, знакомый с проблемами епархии на личном опыте, ему удалось достигнуть объективности в своем рассказе. А призыв к православному единству вместо церковно-политических конфликтов оказался понятен и близок для всех.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru