Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Резолюция круглого стола «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества»

Версия для печати
8 февраля 2007 г. 21:56

Резолюция круглого стола «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества», организованного и проведенного Общественным Советом Центрального федерального округа и Советом по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.

Круглый стол «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества», состоявшийся в Туле 8 февраля 2007 года под председательством Председателя Общественного совета Центрального федерального округа Е.Л. Юрьева при участии Первого заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Ю. Федорова и представителей традиционных конфессий, был организован в целях содействия:
∙ формированию личностно-ориентированного гражданского общества;
∙ обеспечению духовной безопасности общества и личности;
∙ развитию научного и образовательного направления «Теология».

В результате обсуждения проблем российского теологического образования, его роли в развитии российского гражданского общества участники круглого стола пришли к следующим выводам:

1. Партнерство государства и традиционных конфессий является одним из важнейших факторов развития российского гражданского общества, оздоровления  нравственной атмосферы и преодоления кризисных тенденций в силу значительного влияния  традиционных конфессий на формирование морально-нравственных ориентиров и установок в современном российском обществе.

2. Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы свободы совести и светского характера государства и образования определяют в этих условиях необходимость в специалистах, получивших образование по специальности и направлению «Теология» (специалистах-теологах).

3. Теология, обладая собственной структурой, аксиоматикой, понятийным аппаратом, принципами и методами является, наряду с историей, филологией и философией, одним из базовых направлений фундаментального гуманитарного знания.

4. Теология изучает предельные ценностно-онтологические системы (вытекающие из опыта и теоретически оформленные в соответствующих конфессиях) в их внутреннем становлении и развитии, исторической реализации и практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.

5. Специалисты-теологи востребованы в научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, представительско-посреднической и социально-практической деятельности и должны широко привлекаться к работе в учреждениях системы высшего и среднего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, институтах повышения квалификации, экспертных сообществах, в том числе государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных; в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; в некоммерческих, общественных организациях, других структурах гражданского общества; в органах социальной поддержки и адаптации населения; в средствах массовой информации.

6. Образовательные программы по теологии, в частности базовая программа подготовки бакалавров, ни существенно, ни содержательно не могут быть заменены программами подготовки историков, философов или религиоведов без ущерба, как для теологии, так и для российского гуманитарного знания в целом.

7. В процессе интеграции российской системы образования в европейскую и мировую системы дальнейшее развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность в качестве необходимого условия обеспечения конкурентоспособности российского гуманитарного знания.

8. Светская поликонфессиональная модель развития теологического образования в России, отраженная в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 2-го поколения, действующих с 2001-2002 гг., отвечает мировой практике и образовательным потребностям российского общества.

9. Развитие поликонфессионального теологического образования под патронажем государства способствует преемству образовательных и научных традиций, выработанных конфессиями в условиях их мирного сосуществования на российской почве.

10. Отсутствие научной специальности «Теология» в Номенклатуре ВАК РФ приводит к невозможности подготовки кадров высшей квалификации в указанной сфере.

В связи с изложенным участники круглого стола считают необходимым:

1. Разработать Комплексную программу развития теологического образования и науки, а также Программу использования специалистов, получивших образование по специальности и направлению «Теология», отвечающую потребностям российского государства, общества, науки и культуры.

2. Создать рабочую группу для разработки указанных программ с участием представителей Общественного совета ЦФО, экспертов, утвержденных Советом по теологии УМО по классическому университетскому образованию, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, представителей вузов, реализующих образовательные программы по теологии.

3. При разработке программ предусмотреть:
∙ проведение серии научно-практических семинаров и конференций;
∙ определение конкретных видов научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, представительско-посреднической, социально-практической профессиональной деятельности выпускников-теологов и подготовить соответствующие рекомендации вузам, разрабатывающим образовательные программы по направлению «Теология» на основании ФГОС ВПО 3-го поколения;
∙ разработку методических и организационных рекомендаций в отношении возможности преподавания теологических дисциплин студентам различных специальностей;
∙ разработку методических и организационных рекомендаций чтения курса «основы государственно-конфессиональных отношений» в рамках программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих для обеспечения компетентной деятельности в сфере государственно-конфессиональных отношений;
∙ проведение в субъектах РФ, входящих в ЦФО, необходимых социологических исследований.

4. Предложить Общественной палате РФ:
∙ взять под общественный контроль развитие поликонфессионального теологического образования и науки как фактора оказывающего значительное и возрастающее влияние на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
∙ взять под общественный контроль процесс завершения разработки и утверждения ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению «Теология» и паспорта научной специальности (научной отрасли) «Теология»;
∙ привлечь внимание общественных организаций к вопросам развития поликонфессионального теологического образования и науки.

5. Предложить Общественному совету ЦФО обратиться к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в ЦФО с просьбой об оказании организационной поддержки в разработке указанной программы и в ее апробации в ЦФО.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению