Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Святого Богоявления

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Святого Богоявления
Версия для печати
20 января 2012 г. 12:30

19 января 2012 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил чин великого освящения воды и обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Сердечно всех вас поздравляю с великим спасительным праздником Богоявления Господня!

Этот праздник, вместе с праздником Рождества, одновременно с которым он и отмечался в древности, свидетельствует о величайшей истине Божественного Откровения — о том, что Бог явился в мир. И не просто коснулся Духом Своим особо выдающихся, просвещенных людей, как то было в Ветхом Завете, но вошел в соприкосновение со всем родом человеческим, со всей природой, со всем космосом.

Все это стало возможным именно потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый темной диавольской силой, не сумел достичь победы. Ибо Христос, Сын Божий, став Сыном Человеческим, одержал победу над грехом, над злом. Он прошел жизненный путь, который был предназначен каждому человеку, — путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении Своей воли с Его волей, в Самом Себе полностью осуществив Божественный замысел о человеке.

Грех, не единожды побежденный, уже побежден; какие бы временные победы над людьми он ни одерживал, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека заключается в том, чтобы не допустить господства греха и диавола над всем родом человеческим. Даже если по слабости люди сдают свои позиции перед искушениями и соблазнами, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек остается действительно свободным, потому что живет в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю диаволу и греху.

Это очень непросто — быть островом, когда вокруг бушует море, пытающееся его разрушить или поглотить. Но Сам Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18); а это значит, что никогда не исчезнет Божия правда из человеческой жизни, никогда не исчезнут те, кто согласен, свободно и разумно приняв эту правду, жить по ней. И как бы ни были могущественны силы зла, им не дано победить тех, кто живет по закону Божиему, потому что так восхотел Господь, и Он, в Сыне Своем победив грех в человеческой истории, дает всем нам видимый и яркий знак этой победы. А совершается эта победа не столько нашими немощными силами, не столько силою ума, силой воли или силой чувств, сколько нашей верой, в ответ на которую Бог дает нам Свою энергию, Свою благодать, Свою силу.

Неслучайно, что в день Богоявления мы освящаем воду — как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И мы знаем, что сия святая вода обретает совершенно особую силу — силу исцеления и вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которая действует вне зависимости от воли человека, — это благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и главу сердца своего преклоняем пред Господом.

Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. Мы не можем отнестись к этой воде как к некоему необходимому товару. Иногда в храмах после освящения воды люди пытаются как можно быстрее почерпнуть ее, шумят, иногда даже обижают друг друга, привнося зло и неправду в то место, где Божественная благодать соприкоснулась с нашей жизнью. Такое поведение является кощунством, за которое Бог наказывает, так что и святая вода в руках кощунствующего человека перестает быть святой, теряя свою силу. Ведь святая вода ни на кого не действует магически — она остается святой только в руках того, кто верит, кто волю свою стремится подчинить воле Божией, кто исповедует свои грехи и кто ясно чувствует Божие присутствие в своей жизни.

Вот почему важно, чтобы и в стране нашей Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь нередко погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а лишь в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим, почувствовав не только физическую бодрость организма, но и освящение своей души, бодрость и силу духа. Тогда этой зарядки духовной, Божественной, хватит надолго.

Пусть Господь поможет нам силой Своей благодати хранить веру, хранить Божий закон в своих сердцах, сопротивляться греху и лжи в нашей жизни, преодолевать неправду, стоять крепко на том фундаменте, на котором Бог возжелал поставить нас, — на фундаменте веры, на камне Церкви (см. Мф. 16:18). И верим, что силой Божией преобразуется наша жизнь, жизнь нашего народа, что множество людей, готовых идти за Христом, сохранят в современной человеческой цивилизации остров духовной свободы, став свободными от пленения греху.

Собственно говоря, к этому и направлены все усилия тех, кто принимает на себя ответственность быть учениками Христовым. К этому направляются все усилия Церкви Божией, которую не одолеют врата ада. И пусть благодать Богоявления, благодать Иордана, как мы только что слышали в молитве, присутствует со всеми нами, укрепляя наши немощные человеческие силы для созидания жизни мирной, радостной, свободной от греха, жизни, дарующей людям то, к чему они так стремятся, — подлинное и непреходящее счастье. И да сохранит всех нас Господь силой Своей благодати. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина