Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утреннего богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утреннего богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста
Версия для печати
28 февраля 2012 г. 16:20

28 февраля 2012 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Задача, которую каждый христианин должен поставить перед собой, вступая в поприще Великого Поста, — это преодоление греха, борьба с ним. Но для того чтобы ясно понимать, как преодолеть грех, нужно понимать, что это такое. Невозможно бороться с врагом, не зная врага; невозможно бороться с врагом, не зная его слабых мест. Всякая лобовая атака на врага, которого не знаешь, опасна тем, что может закончиться поражением.

Вся жизнь христианина так или иначе ориентирована именно на эту борьбу, на борьбу с грехом; и потому понимание сути греха жизненно важно. Грех есть зло; зло противоположно добру. Если добро есть Бог, то зло есть некое начало, противоположное Богу. Предание и Писание содержат указание на то, что зло возникло не в человеческой семье — оно возникло в ангельском мире. Великий ангел, приближенный к Богу, не просто воспротивился Ему, а противопоставил себя Богу. Зло возникло от противопоставления ангела Богу, и противопоставление выразилось в том, что этот ангел стал противодействовать Богу, стал Его противником, стал диаволом. Суть греха, суть зла — это и есть противопоставление себя Богу.

А как же преломилось это зло в человеческой истории? В чем выразилось? Как проявило себя? Об этом мы узнаем из книги Бытия, где повествуется о грехопадении первых людей. Искушенные диаволом, Адам и Ева решили не исполнять Божий закон жизни. Искушение было убедительным: диавол внушил людям, что если они нарушат Божию заповедь, если вкусят от плода древа познания добра и зла, то станут как боги. Никаких усилий, никакой работы над собой, никакого преодоления своих слабостей, никакого роста: достаточно протянуть руку, сорвать этот плод — и станешь как Бог.

Собственно говоря, диавол предложил людям ту же цель жизни, что и Бог. Ведь Господь создал людей по образу Своему и по подобию, а значит, предназначил к уподоблению Самому Себе. Но то уподобление требовало огромных сил, духовного роста, самосовершенствования. То был трудный путь, предполагавший многие усилия, нередко требовавший огромного подвига. Однако человек избирает легкий путь. Ему кажется, что нарушив Божию заповедь, он быстрее достигнет цели, он станет, как Бог. Человек не противопоставляет себя Богу подобно диаволу, Адам не сомневается в существовании Бога. Но что же делает Адам? Он отступает от Бога. Богоотступничество — это и есть грех Адама.

А если первый человек отступил от Бога, то что это для него означало? Означало, что Бог ему больше не был нужен, что уже не требовалось исполнять Его заповеди. Человек сам принял на себя ответственность определять, что хорошо, а что плохо. Он заявил о своей независимости, о своей автономии от Бога.

Вот в этом суть человеческого греха. Он сродни диавольскому, только грех, который совершил ангел, ставший диаволом, абсолютно противопоставляет диавола Богу. Человек не противопоставил себя Богу — он просто отказался от того, чтобы Бог был в его жизни.

Если попытаться проникнуть в суть того, что совершил падший ангел, если попытаться найти одно слово, которым можно было бы описать деяние, что привело к появлению зла в мире, то слово это, по разумению святых отцов, — гордыня. Гордыня есть синоним зла, синоним греха. И богоотступничество также было явлено в том же греховном пороке — в гордыне. Человек самого себя поставляет на место Бога, а значит, Бог ему не нужен. Именно это противопоставление святые отцы и именуют гордыней. Гордость есть синоним греха и матерь всех пороков. Мы находим об этом указание у многих святых отцов, которые считают гордость проявлением самой сути греха и причиной всех человеческих пороков.

В повседневной жизни под гордостью чаще всего подразумевают некую человеческую силу, человеческое достоинство, независимость, некое средство, которое человек может использовать для достижения своей цели, для получения некой жизненной выгоды. На самом деле это не так. Гордость не является средством достижения цели. Неслучайно мы находим в Священном Писании замечательные слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Гордость никогда не помогала достигать целей, гордость никогда не была инструментом, применение которого помогало бы человеку созидать свое благополучие. Напротив, гордый человек — слабый человек. Ему приходится затрачивать огромные усилия на то, чтобы огородить себя от ущемления собственной гордыни, потому что нет для него большей боли и большего страдания, чем ущемление гордыни. И для того чтобы не почувствовать этой боли, гордец идет на многое, вплоть до преступления, лжи, лицемерия.

Вот почему святые отцы и называют гордость матерью всех пороков, потому что почти все неправедные деяния человека произрастают из этого греховного состояния. В гордыне обнаруживается природа греха, слабость греха, страдание, которые грех несет человеку. Грех никогда не помогал человеку достигать цели, никогда не помогал человеку устроить счастливо свою жизнь. Грех не способен созидать, грех — это сила разрушения.

Именно поэтому никакая идеализация греха, в том числе гордыни, как и многих иных проявлений порока, не должна вводить нас в заблуждение. Сегодня на идеализацию греха работает огромная индустрия псевдокультуры, которая делает грех привлекательным, предлагая его в яркой и красивой обертке: «возьми, используй, насладись». Нет ничего нового, ведь то же самое говорил и диавол первым людям в раю: «Возьми этот плод, съешь, в этом нет ничего плохого — станешь таким, как Бог». И сегодня нас учат тому, что не нужно бояться греха, — напротив, надо раскрепощать свою природу, наслаждаться жизнью, не делая различия между грехом и святостью.

Мы знаем, к чему это приводит. Человеческий род, вся человеческая цивилизация стоит едва ли не на краю пропасти, она уже в полной мере являет свою слабость и несостоятельность. Вся техническая мощь этой цивилизации, которая способствует утверждению в умах людей некоего мифа о ее силе, на самом деле являет человеческую слабость. Мы знаем это на примерах даже из собственной жизни — достаточно отключиться электрическому свету, выключиться холодильнику, остановиться лифту, прекратить работать общественному транспорту, достаточно воде не появиться в кране, как человек теряет присутствие духа, становится незащищенным, слабым, не знающим, что делать.

Это бытовые примеры, но их можно продолжить. Эта слабость является во многом, в первую очередь, в том состоянии духа, в котором пребывают многие люди, подверженные греху. Психические заболевания, стрессы, расстройства — все это стало повседневностью нашей жизни. Медицина утверждает, что в наше время нельзя жить без транквилизаторов, нужно успокаивать себя медикаментозно, потому что стрессы современной жизни якобы несовместимы со здоровой жизнью, в том числе со здоровьем человеческой психики. Где же эта сила гордости? Где же сила греха? И может ли быть жизнеспособным человеческое общество, которое основывает свою жизнь на грехе? Бог говорит нам: нет. Грех — это смерть, это разрушение, и никакие яркие обертки, в которые хитроумное дьявольское искушение не обертывает грех, чтобы предложить нам повторить грех Адама, не должны сбивать верующего человека с толку. Грех — это враг. Его слабость в его нежизнеспособности, и мы должны прозревать и суть греха, и видеть слабость этого врага рода человеческого.

Дни Великого поста и даны нам для того, чтобы мы могли подумать о нашей внутренней жизни, проанализировать наши мысли, поступки, определить, насколько мы способны противостоять греховным искушениям, насколько мы готовы строить жизнь по Божиему закону. Эти размышления мы должны сопровождать молитвой. Именно поэтому Церковь и предлагает столь долгие богослужения, во время которых мы словно погружаемся в стихию Божественных мыслей, помогающих нам лучше видеть самих себя и окружающий мир.

Пусть же предстоящие дни Святой Четыредесятницы помогут обрести внутренние силы, чтобы противостоять греху и созидать тот внутренний мир, мир Божий, который только и дает человеку способность обрести мир, покой и счастье. Храни вас всех Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина