24 марта 2012 года за Божественной литургией в храме Ризоположения на Донской улице в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Филарета на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Филарет!
В сей субботний день 4-й седмицы Великого поста, за Божественной литургией, совершенной в храме Ризоположения на Донской в городе Москве, в Таинстве архиерейской хиротонии тебе ниспослана благодать Всесвятого Духа. Отныне ты — епископ Русской Православной Церкви, преемник апостолов, избранный и поставленный на высокое и ответственное служение. Тебе предстоит понести усердные труды в архипастырском достоинстве в новообразованной Канско-Богучанской епархии, входящей в состав Красноярской митрополии.
Церковно-приходская жизнь здесь, на сибирских просторах России, активно развивалась в прежние годы под руководством известных святителей Христовых. И вот теперь пришло время тебе продолжать их делание, дабы «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24) с новой силой.
Пройдя школу церковного воспитания и послушания, получив соответствующее образование, обретя опыт пастырского, педагогического, административного и общественного служения, ты, несмотря на свой сравнительно молодой возраст, сподобился ныне взойти на высшую ступень священства.
Твоя задача заключается не только и не столько в том, чтобы создать новую административно-церковную единицу, а прежде всего в том, чтобы всемерно содействовать клиру и пастве в вашем совместном следовании по пути спасения. Нелегок и ответственен сей жребий, ибо, как гласит 39-е Апостольское правило, «епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».
Какими же способностями и духовными качествами должен обладать архиерей, чтобы достойно исполнить всё повеленное от Господа (см. Лк. 17:10)? Немало об этом сказано и написано за двухтысячелетнюю историю христианства. Однако весь опыт Церкви свидетельствует о трех важнейших принципах, без которых невозможно благоуспешное служение: это синергия Божественной и человеческой воли, послушание и евангельское целеполагание. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), — говорит Господь. Памятование об этом да пребудет в сердце твоем во все дни жизни и служения твоего. Вместе с тем от тебя потребуется постоянное пребывание в послушании у Бога и Священноначалия, ибо и Христос «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), а потому смирение для любого церковного служителя — от пономаря до Патриарха — является проявлением не слабости, но силы духовной, осознанием самого важного, что созидает Церковь не в обычный человеческий коллектив, а в духовную общину, которую апостол Павел именует телом Христовым. Тебе также необходимо будет подвизаться по примеру Подвигоположника Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, отдавшего Себя за жизнь мира (см. Ин. 6:51). Все это и многое другое надлежит совершать ради достижения главной цели для всякого христианина — обретения вечной жизни в невечернем дне Царства Божия. Посему следуй сам и призывай клир и паству руководствоваться евангельской иерархией ценностей, которая со всей ясностью выражена в словах Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Господь ждет от служителей Своих твердой веры и смирения, внутренней чистоты и жертвенной любви. Тебе предстоит совершать все это в мире, где насаждаются принципы, противоположные высоким нравственным идеалам и закону Христову. Неложным духовным ориентиром и действенным подспорьем в предстоящем тебе служении да будут слова святителя Филарета, митрополита Московского, твоего небесного покровителя: «Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет» (святитель Филарет, митрополит Московский. Слово в день св. мч. Димитрия Царевича. 1825 год). Какие могут быть сомнения и страхи у православных людей, если «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39)! И если эти таинственные мистические силы неспособны отлучить нас от любви Божией, а значит, от самого Бога, может ли человеческая злоба, ложь и клевета сделать все это? Никогда, если сам христианин не возжелает отойти от Создателя и Бога своего.
Во всех обстоятельствах жизни и служения тебе следует помнить о том, что именно Церковь призвана быть местом встречи человека с Богом, ковчегом спасения, общим домом, построенным на фундаменте веры, любви и надежды. Ответом на все вызовы и противоречия мира сего должно быть наше твердое стояние в правде Божией. К этому призваны приходские общины, пребывающие в мире и единомыслии, укорененные в святоотеческой традиции и имеющие центром своего бытия Божественную литургию. Сегодня, когда многие люди разделены по социальным, политическим, национальным и другим признакам, когда эти разделения так очевидны для всего общества, когда они несут в себе потенциал вражды, ненависти, конфронтации, лишая общество нравственных ориентиров, неложным критерием истины для нас должны оставаться Церковь и провозглашаемая ею Божия правда. Нужно помнить, что Церковь несет посреди этого волнующегося житейского моря особую миссию примирения, ведь только Церковь и способна соединить правое и левое, разделенное, как кажется, навеки, потому что объединяет людей не вокруг человеческой мудрости, а вокруг слова Божия.
Именно поэтому необходимо епископу научиться созидать и хранить в себе обостренное пастырское чувство, помогающее более глубоко проникать в реальную жизнь и духовные проблемы современников, среди которых немало тех, кто все еще пребывает вне спасительной ограды Церкви. Посему первостепенную значимость обретают ныне миссионерские и просветительские труды, работа с детьми и молодежью, социальное служение и благотворительность.
А теперь, после того как ты, в соответствии с установившейся традицией, внял слову назидания, прими из моих рук сей жезл — видимый символ епископской власти, и от полноты ниспосланных даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами усердно молившемуся о тебе во время совершения архиерейской хиротонии.
Опираясь на него, со тщанием шествуй к пастве своей, ожидающей совместных трудов на ниве Христовой. И да поможет тебе Господь быть образцом для верных «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), дабы предстоящее служение было непреткновенным и душеспасительным, исполненным отеческой заботы о вверенном тебе словесном стаде. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси