24 марта 2012 года, в субботу 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь Положения честной Ризы Господней в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иов! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокочтимый отец настоятель протоиерей Александр! Дорогие отцы, братия и сестры!
Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова и радуюсь тому, что Вы в настоящее время несете свое послушание в граде Москве, что Ваши жизнь и служение связаны с этим замечательным и благодатным историческим местом. Надеюсь, что Вы и впредь будете разделять со своей паствой те глубокие мысли, которые возникли у вас на протяжении Вашей долгой архипастырской жизни. Мудрость не может быть просто результатом того, что мы почерпаем из книг. Мудрость — это всегда знание, преломленное в личном опыте человека, а потому я надеюсь, что Вы, черпая из своего опыта необходимые мысли и слова, будете разделять их с народом Божиим, с паствой, которую Господь вверил Вам здесь, в Москве.
Хотел бы сердечно поблагодарить отца Александра и братию за прекрасный подарок, который будет напоминать мне о моем первом Патриаршем служении в храме Ризоположения на Донской, тем более что это богослужение было связано с рукоположением епископа. Когда совершается рукоположение епископа, вся Церковь торжествует, усматривая в этом некий знак присутствия Пятидесятницы в нашей жизни. Ибо благодать Божия особым образом нисходит на архиерея, передавая ему не только власть вязать и решить (см. Мф. 18:18), но и наделяя его силой и разумением нести свое служение в непростых обстоятельствах исторического бытия Церкви. А эти обстоятельства никогда не были простыми.
Вот и сегодня богослужение в храме Ризоположения невольно приводит в соприкосновение как бы две реальности, два случая из нашей истории. Персидский шах, человек, далекий от Церкви, мусульманин Аббас принимает решение передать Ризу Господню в Россию. Она досталась ему в результате набегов на христианские страны, в том числе на Грузию. Но не уничтожил эту святыню мусульманин Аббас, не выбросил, но, сознавая, что это святыня, бережно сохранил, а затем передал в руки законно избранного царя Михаила Феодоровича Романова и его благочестивейшего отца, Великого Господина и Патриарха Филарета.
Встреча святыни произошла здесь, на том самом месте, где мы с вами сегодня находимся, а далее ее повезли в центр столицы. Но один только факт, что на этом месте москвичи торжественно встретили посольство, доставившее великую святыню, — один только факт прикосновения к святыне! — привел наших благочестивых предков к решению построить здесь храм. Вначале это была деревянная церковь, затем, уже в XVIII веке, стала возводиться церковь каменная. В XIX веке к ней была сделана пристройка, и вот сегодня мы совершаем богослужение в этом дивном храме, несущем на себе печать и века XVII, и XVIII, и XIX. И каждый год, когда празднуется положение Ризы Господней, люди стекаются сюда как на великий праздник.
Какова же была дальнейшая судьба этой святыни? Она была передана в руки царя, который бережно хранил частицу Ризы Господней в Кремлевских соборах как величайшее благословение от Голгофы, от Самого Господа и Спасителя на всю землю Русскую. С пребыванием этой великой святыни в Москве многие люди связывали победы русских, особенно в оборонительных войнах. И это неслучайно, потому что перед ней совершались горячие молитвы, с которыми связывались успехи в государственном строительстве, в возвышении Руси, в расширении до необъятных просторов Отечества нашего.
После революционных событий святыня была экспроприирована и стала частью музейных коллекций, причем не очень доступной для верующих людей. Москвичи, конечно, знали, что Риза Господня находится в музеях Московского Кремля, но где ее можно было найти, как приложиться и помолиться? Однако всегда сохранялась вера в то, что святыня будет возвращена Церкви. И вот некоторое время назад по инициативе тогдашнего Президента, а ныне избранного Президента В.В. Путина, несмотря на сопротивление тех, кто не желал этого, величайшая святыня земли Русской, частица Ризы Господней, была возвращена Церкви для поклонения. В связи с совершенно особым значением этой святыни для всей страны Русской, для исторической Руси, для града Москвы, было принято решение поместить святыню сию в главном храме Русской Православной Церкви, в возрожденном из праха и пепла символе возрождающейся России — Храме Христа Спасителя.
Думаю, все вы знаете о том, что произошло недавно в Храме Христа Спасителя. Вот давайте соотнесем свою мысль с тем фактом, что на месте, где мы стоим, благочестивые предки наши, полагавшие основу процветания России как великого государства, заложили храм сей только ради встречи со святыней. А их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя…
Ну что, казалось бы, должно быть? Прошли времена, когда люди силой решали такие вопросы — и слава Богу, что прошли. Ну что должно было бы быть в земле нашей, которая самим фактом своего существования во многом обязана Церкви Православной и вере православной, подвигавшей народ наш на величайшие подвиги — в том числе на защиту Отечества в 1812 году? Ведь во имя сей победы и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Нет, появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными.
Давайте проведем эту линию между храмом Ризоположения здесь, на Донской, событиями века XVII, и тем, что произошло в XXI веке перед величайшей святыней Церкви нашей и всего православного мира — перед частицей Ризы Господней. Думаю, ни один верующий человек не должен сказать: «это меня не касается», «это не мое дело». Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому я призываю всех вас усилить молитвы о стране нашей и о народе нашем. Ибо нет у нас будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка.
Мы все сегодня проходим через Великий пост. Диавол посмеялся над всеми нами, введя столько скорбей в те дни, когда мы должны уходить от волнений мира сего, погружаться в молитву, ограничивать себя постом, каяться в своих собственных грехах. Но, может быть, Господь проводит нас через эти испытания в святые дни Великого поста для того, чтобы мы все осознали ответственность за землю нашу, за Русь Святую, за веру православную. У православного человека это чувство ответственности выражается, в первую очередь, в горячей молитве к Богу. Те люди не верят в силу молитвы. Они верят в силу пропаганды, в силу лжи и клеветы, в силу Интернета, в силу СМИ, в силу денег и оружия. Мы верим в силу молитвы. И я призываю всю Церковь Русскую к горячим и усердным молитвам о стране нашей, о вере нашей, о народе нашем, чтобы Господь простил нам прегрешения наши, вновь приклонил к нам Свою милость, дал силу благодати Духа Своего Святого, чтобы, пройдя через искушения и соблазны, мы вышли из них очищенными, сильными, способными устроять будущее свое в соответствии с Божиим законом и по человеческой совести. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси