Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках
Версия для печати
25 марта 2012 г. 17:57

25 марта 2012 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, святителя Григория Двоеслова, папы Римского, и преподобного Симеона Нового Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Литургии св. Василия Великого в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Тихон! Отцы, братия и сестры!

Я хотел бы сердечно поздравить всех с 4-м воскресеньем Великого поста, с днем, когда мы вспоминаем память святого преподобного Иоанна Лествичника и когда, достигнув сердцевины Великого поста, мы взором своим, волевыми усилиями устремляемся к достойной встрече Светлого Христова Воскресения.

Именно в центре великопостного подвига нам предлагается Евангелие, которое вы ныне слышали. Это отрывок из повествования апостола Марка об исцелении Спасителем бесноватого молодого человека (Мк. 9:17-31), которого отец привел к Иисусу Христу как к последней надежде, потому что сын его был болен непонятной болезнью. Он был глухим, немым, дух злобы бросал его на землю, он скрежетал зубами, испускал пену и не мог жить среди людей. И Господь, увидев этого несчастного человека с его сыном, сжалился над ним и изгнал духа злобы из юноши, и тот исцелился. И когда ученики спросили: «почему мы не могли сделать то же самое?», Господь сказал слова, которые каждому из нас помогут и ныне противостоять духам злобы: «Сей же дух изгоняется только молитвой и постом».

Почему же не силой? Почему дух злобы не изгоняется силой мысли, силой логики, силой убеждения, не говоря уже о материальной силе, о силе власти? Почему этот дух невозможно изгнать тем, чем можно изгнать любую внешнюю силу, вплоть до самой мощной военной агрессии? Не сказано, что молитвой и постом нужно изгонять внешнего врага. Не сказано, что молитвой и постом нужно преодолевать преступность или коррупцию. Не сказано, что молитвой и постом нужно преодолевать трудности в социально-экономической жизни. Но Господь ясно говорит: сей дух, то есть дух зла, можно изгнать только молитвой и постом.

Почему же так? А потому что тот, кто одержим духом зла, духом диавольским, делает то, что угодно диаволу, а диавол есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44), как свидетельствует слово Божие. Поэтому человек, впускающий в свою душу темную силу, становится его служителем — он начинает жить, действовать, мыслить по чужой логике, по логике диавольской.

Вот почему нередко людей, одержимых темной силой, трудно переспорить в открытой и честной дискуссии — потому что они живут, работают, мыслят в ином поле, чем человек, который не захвачен духом злобы. У человека, не живущего под диавольской властью, есть своя логика — логика правды, справедливости. Такой человек апеллирует к нравственным ценностям, таким как любовь, патриотизм, честность, жертвенность, чистота телесная и душевная, правда, самоограничение. А тот, кто живет по логике диавольской, живет в другой системе, где всё перечисленное не является никакой ценностью, а где ценностью являются ложь, клевета, злоба, зависть, ненависть, гнев. И когда эти две реальности сталкиваются, то тот, кто отстаивает диавольское дело, действует в рамках своей внутренней логики и нередко убеждает людей больше, чем тот, кто живет и действует по логике Божией.

И здесь нужно ответить на главный вопрос — а почему? А потому что диавол, помимо ума человека, захватывает и его плоть, его тело, его физическую природу. Тот несчастный страдал от недуга. Но необязательно испускать пену и скрежетать зубами, будучи бесноватым. Достаточно отдать себя в руки диавола-лжеца, оставаясь обычным человеком — внешне, может быть, даже симпатичным, убедительным, но живущим в соответствии с той разрушительной логикой.

Диавол проникает внутрь человека, используя в первую очередь его инстинктивную природу, воздействуя на человеческие инстинкты, снимая всякие нравственные табу, всякие ограничения, налагаемые культурой, традицией, верой, раскрепощая внутреннее животное чувство человека. Тогда тот, кто погружается в стихию безумия, становится убедительным для многих, кто живет по закону плоти.

Вот почему Господь и сказал: «род сей изгоняется только молитвой и постом». Не чтением книг, не получением дипломов, не повышением в карьере, а молитвой и постом, потому что молитва ограждает разум от диавольского действия и вооружает человека внутренним духовным опытом общения с Богом, который куда сильнее, чем опыт человека от общения с диаволом.

Молитва соединяет нашу мысль, нашу душу, наше сердце с источником жизни и дает величайшую силу, способную одержать победу над силой диавольской. А пост, ограничивая и воспитывая наше физическое естество, делает его невосприимчивым к воздействию диавольских энергий. И мы не отдаем себя в руки диаволу — мы сопротивляемся искушениям, соблазнам и остаемся в этом Божественном поле жизни. Только молитва и пост — и никаких других средств. Тогда мы духовно, интеллектуально, физически становимся здоровее тех, кто живет в поле диавольского притяжения, и побеждаем диавола и плоды его дел.

Сегодня, празднуя память святого преподобного Иоанна Лествичника, мы вспоминаем о его жизненном пути – о том, как шестнадцатилетним юношей он пришел на Синай, как 19 лет проходил послушание у старца, как 40 лет жил в полном затворе, возрастая духовно, и как 4 года был игуменом Синайской обители. За свою долгую подвижническую жизнь он обрел такую силу ума и духовного прозрения, что, положив на бумагу пережитое, он создал бесценное сокровище святоотеческой мысли — книгу, именуемую «Лествица», которая дает нам пример того, как должен жить человек, чтобы никогда не стать бесноватым, чтобы никогда стихии мира сего не помрачили сознание и не разрушили внутреннюю целостность человеческой природы. Отталкиваясь от богодухновенных слов великого подвижника, мы и сегодня, в бурных обстоятельствах XXI века, храним Святое Предание Церкви нашей, опыт святых отцов, в том числе святого преподобного Иоанна Лествичника, и, основываясь на этом опыте, в меру своих сил стараемся осуществлять предначертанное нам свыше.

И я хотел бы всех вас, мои дорогие, поздравить с этим днем, а также с праздником, который вы недавно отмечали, — праздником иконы Божией Матери «Споручница грешных», чей чудотворный список хранится в этом храме, поздравить с этими святыми днями, пожелать от всего сердца хранить веру православную, укрепляться в молитве, не пренебрегать постом, чтобы быть во всеоружии правды Божией, быть способными отвечать на зло мира сего не по логике диавольской, а по Божественному закону любви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина