Вечером 9 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великого вторника в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреподобие, матушка Афанасия! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с Великим понедельником. Этим днем начинается поприще Страстной седмицы, совершенно особый период жизни христианина. Это тот отрезок времени, который позволяет нам мысленно, духовно прикоснуться ко всему тому, что произошло в Иерусалиме, тому, что предшествовало Воскресению Христову и что предопределило через Жертву Христа Спасителя спасение рода человеческого.
Проникая духовным взором в переживаемые дни, постигая их смысл, мы открываем для себя нечто очень важное. Чтения сегодняшнего дня посвящены двум темам — лицемерию и суду, и эти темы связаны одна с другой. Лицемерие есть двоедушие, когда человек живет для себя одной жизнью, одними мыслями, а представляет вовне иной образ жизни, иные слова, иные мысли.
Сказанное не означает, что каждый должен открывать свою душу нараспашку перед первым встречным. Это не означает, что человек должен быть наивным. Иногда обстоятельства жизни не дают нам возможности быть искренними со всеми, кто нас окружает. И Господь нигде и никогда не призывал нас к тому, чтобы мы открывали душу свою тем, кто вокруг нас. Более того, Он предупреждает нас о том, чтобы мы были мудрыми, осторожными, чтобы не метали бисер свой перед свиньями, потому что свиньи могут наброситься и разорвать (Мф. 7:6). Господь призывает нас быть мудрыми как змеи и одновременно кроткими как голуби (Мф. 10:16).
Тогда что же означает лицемерие, которое так сильно порицается Спасителем, особенно в преддверии Его страданий? Лицемерие есть обман, преднамеренный обман, когда мы вводим в заблуждение других, создавая неправильное о себе представление, некий образ, которого на самом деле не существует. Лицемерие всегда преследует конкретную цель — либо сделать карьеру, либо получить деньги, стать богатым, либо добиться власти; именно такое поведение Господь и порицает.
Но совершенно особо, грозными словами Он порицает фарисеев, и вы только что слышали эти слова из Евангелия от Матфея (Мф. 22:15 — 23:39). Он порицает их за лицемерие, которое проявлялось в самой чувствительной области человеческой жизни — в сфере религиозной, в сфере отношений человека с Богом. Здесь всякое лицемерие становится не просто грехом, а сугубым грехом; и на примере фарисеев мы понимаем, сколь опасно лицемерить в духовной и религиозной жизни.
А ведь бывает так, что человек исполняет внешние церковные предписания, постится, в храм ходит, иногда даже кичится своими «достижениями», создавая некое неправильное о себе представление. Но всякое лицемерие в религиозной жизни есть фарисейство — то самое, которое грозно осудил Спаситель.
Эти поучения Господа нашего, обличающие лицемерие, связаны с темой суда. Суд — это явление Божией правды, на суде не может быть никакого лицемерия. На Божием суде никто не может тебя защитить, ни один человек, как никто не может и оклеветать. Все человеческие хитросплетения не имеют никакой силы на суде Божием. Только Господу ведомо тайное и сокровенное, что есть в человеческом сердце, и суд Божий не есть суд человеческий, потому что Бог прозревает внутреннюю жизнь так, как не дано прозреть ни одному стороннему наблюдателю, даже самому пристальному и самому мудрому. Если лицемерие есть попытка ввести в заблуждение других людей, то суд — явление правды Божией — лишает человека всякой маски.
Неслучайно поучения Христа Спасителя в преддверии Его страданий связаны именно с этой темой, потому что в ней как в фокусе концентрируется самое опасное, что есть в духовной жизни человека, — ложь, становящаяся второй природой, проникающая и в сознание, и в сердце человека и покоряющая его волю.
Наученные великими словами Спасителя, которые мы только что слышали, принесем покаяние пред Господом — у нас есть такая возможность в течение этой Страстной седмицы. Если кто-то поступал, как древние фарисеи, если кого-то обличает совесть, если наши отношения с Богом и ближними исполнены неправды, которую мы так тщательно пытаемся выдать за правду, — принесем искреннее покаяние, памятуя о том, что раскаянный грех не будет нам вменен и на Страшном суде и что только через покаяние лежит путь к оправданию нас в свете правды Божией на Его Страшном суде. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси