22 апреля 2012 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Варнаву на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Варнава!
Днесь, за Божественной литургией, совершенной в соборном Храме Христа Спасителя, ты пережил поистине чудо Божие: наитием Небесного Утешителя через возложение рук архипастырей и по усердным молитвам всех собравшихся здесь людей ты соделался преемником апостолов и продолжателем их служения. И это не только красивая метафора, это не образ — это реальность. Ты, человек XXI века, соделался преемником тех, кто принял из рук Самого Спасителя Его Пречистое Тело и Кровь и его слово, которое потом через них и их преемников распространилось по всему миру.
Обращая к тебе слова назидания и напутствия, которые по древней традиции надлежит со смирением и вниманием выслушать каждому новопоставленному архиерею, призываю тебя всегда помнить о высокой ответственности, возлагаемой на тебя ныне Самим Господом пред лицем Его Церкви.
Ответственность эта — пасти «Божие стадо, <…> надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3). Всегда держи в уме этот апостольский завет, стараясь стать для своей паствы образцом кротости, смирения, жертвенной любви и ответственности за возложенное на тебя служение.
«Сила дел служит великим побуждением к доверию», — говорит святитель Григорий Нисский (Слово на рукоположение). Не длинными и приукрашенными речами тебе надлежит привлекать людей в Церковь, но в первую очередь ясным, открытым, честным и понятным словом, которое совмещалось бы с реальными делами — конкретным служением в области духовно-нравственного просвещения наших современников, в сфере совершения добрых дел, в той важной работе, которую мы сегодня называем церковной молодежной работой, а также в области взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными структурами, то есть со всеми теми, кто особым образом нуждается при выполнении своего долга в благодатной Божественной помощи.
Через эти и многие другие значимые начинания тебе предстоит нести людям благую весть о Христе Распятом и Воскресшем, ибо в этом и заключается важнейшая задача любого архипастыря — словом и делом уловлять человеческие души (см. Мф. 4:19), направляя их на спасительный путь следования заповедям Божиим.
Облеченный апостольской властью, переданной тебе ныне в свершившемся таинстве епископской хиротонии, не возносись своим высоким положением, ибо, по слову мудрого Соломона, «погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Прит. 16:18). Ведь гордость и надменность помрачают сознание человека, лишают его системы координат, путают его на жизненном пути, нередко подталкивая в пропасть.
Заботься о том, чтобы вверенная тебе паства непрестанно возрастала в любви к Господу и ближним, непреткновенно восходила по лестнице духовного совершенствования.
По мысли преподобного Амвросия Оптинского, «жизнь христианская утверждается четырьмя главными добродетелями — мужеством, мудростию, целомудрием и правдою» (Собрание писем. Письмо № 196). И ты руководствуйся этим заветом, стремись в том же духе воспитывать и народ Божий, который нуждается и в мужестве, и в мудрости, и в целомудрии, и в способности отличать правду от лжи и усваивать правду сердцем своим. Что же на деле означают слова преподобного оптинского старца?
Во все времена следование за Господом требовало от человека немалого мужества и решимости, поскольку общепринятые поведенческие стереотипы внешнего мира зачастую идут вразрез с евангельскими нравственными идеалами. Личным примером твердого стояния в православной вере научай паству свидетельствовать о Христе не только в ограде церковной, но и за ее пределами, неся благовестие ближним и дальним, устрояя свою жизнь на основании вечных, Богом установленных законов.
Мы призваны с духовным рассуждением относиться ко всему, что несет нам современная цивилизация, не отвергая, с одной стороны, того, что могло бы способствовать успешному развитию личности в духовном, интеллектуальном, нравственном, физическом смысле, что могло бы способствовать успешному развитию церковной миссии, а, с другой стороны, противостоя непреклонно и твердо ложным ценностям современного общества, подталкивающего человека к безудержному наслаждению и потреблению, которые, будучи лишь удовлетворением похоти плоти, становятся в сознании людей некими ценностными установками. Стремись привить молодым людям идеалы целомудрия, жертвенной любви к ближним, сострадания и милосердия, научая их соразмерять свои слова и поступки с правдой Божией, которая открывается «через веру в Иисуса Христа» (Рим. 3:20), через следование Его заповедям, и нет другого пути усвоения Божией правды. Не уставай свидетельствовать перед нашими современниками о том, что «только у Господа <…> правда и сила» (Ис. 45:24) и «правда Его пребывает в век» (2 Кор. 9:9).
За годы твоих трудов на благо Святой Церкви ты приобрел значительный пастырский и административно-хозяйственный опыт, который, несомненно, будет востребован и на новом месте твоего служения. Ныне ты направляешься на епископство во вновь учрежденную Выксунскую и Павловскую епархию, где на протяжении ряда лет был наместником Свято-Успенской Флорищевой мужской пустыни. Ответственное архипастырское служение тебе предстоит совершать в тесном соработничестве с главой Нижегородской митрополии — Преосвященным Георгием, от рук которого ты в свое время принял монашеский постриг и который участвовал сегодня и в твоей епископской хиротонии.
Напутствуемый этими словами, прими от меня сей жезл — видимый символ архипастырской власти — и благослови народ Божий, с усердием молившийся Господу о ниспослании тебе обильных даров и милостей в предстоящем служении в Винограднике Христовом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси