Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Задача Церкви в информационном пространстве — формировать собственную повестку дня

В.Р. Легойда: Задача Церкви в информационном пространстве — формировать собственную повестку дня
Версия для печати
21 мая 2012 г. 15:35

В мае 2012 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении прошли курсы повышения квалификации для представителей церковного медиасообщества епархий Северо-Западного федерального округа, организованные Синодальным информационным отделом. О целях состоявшихся курсов ИА «Вода живая» рассказывает председатель Синодального отдела В.Р. Легойда.

Современное информационное поле и в технологическом, и в смысловом планах развивается стремительно. Тезис о постоянной учебе перестал быть красивой фразой. Специалист-информационщик, как и специалист в любой другой сфере, должен учиться постоянно, иначе он просто отстанет от жизни.

Курсы повышения квалификации проходили и раньше, но не так системно и не в таком масштабе. У Синодального информационного отдела есть поручения Архиерейского Собора о проведении курсов во всех епархиях Русской Православной Церкви. Это крайне необходимо для создания единого информационного пространства, повышения эффективности его функционирования.

У нас был опыт проведения международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Но, во-первых, он проходит только один раз в два года. Во-вторых, фестиваль — в большей степени место, где обмениваются опытом, тренинговая же часть должна быть представлена в виде отдельной программы курсов. Мы решили, что не стоит собирать одновременно представителей всех епархий, а следует вести занятия в более мелких группах. Для Информационного отдела крайне важно увидеть наших коллег на местах не с экрана компьютера, а лично.

По опыту работы нашего отдела могу сказать, что для информационной работы сегодня нужны аналитики, способные работать с большими объемами информации, делать качественный анализ. Поэтому мы, общаясь с информационными подразделениями епархий, сосредотачиваемся как раз на этом направлении.

Церковный PR, конечно, не предполагает использования «черных» манипулятивных технологий. А вот законы классического PR-а надо знать. И вот почему. Существует пространство традиционных и пространство нетрадиционных медиа. Эти пространства живут по своим законам. И чтобы нам быть адекватными сегодняшней ситуации, надо эти законы знать. Если мы идем против законов, то вредим сами себе. Например, мы можем разослать пресс-релиз об открытии церковного детского дома. А можем тщательно скрывать этот факт. Но тогда не следует удивляться, что завтра в желтой прессе появится (отчасти спровоцированная нашим молчанием!) публикация о том, что в этом детском, например, доме морят голодом детей.

Манипуляции возникают, когда мы не даем информации о своей деятельности. Задача церковных информационных структур — рассказывать о том, что происходит на самом деле. Для того чтобы изучить какую-то традицию, ты должен ее узнать изнутри. Ты можешь не соглашаться с ее вероучением, но чтобы не соглашаться, нужно узнать то, с чем ты не соглашаешься. Точно так же и светский журналист должен узнавать о жизни Церкви именно от церковной информационной структуры.

Репутация Церкви и церковная истина — разные вещи. Репутация может пострадать, а истина — нет. Это в свое время замечательно сформулировал блаженный Августин. Резюмируя полемику с донатистами (раскольники, последователи Доната, утверждавшие, что священники, которые во время гонений выдавали священные сосуды, тем самым перестали быть священниками и не могли более совершать Таинства), он писал, что поведение священников влияет на авторитет Церкви, но не может влиять на ее истину. Истина Церкви установлена Христом и не может быть поколеблена никакими человеческими грехами.

Сейчас к такой составляющей медиаобраза Церкви, как фольклорность, добавилась составляющая скандальности. И чем больше мы вовлекаемся в полемику, тем меньше у нас возможностей формировать собственную повестку дня. А именно это и является наиболее адекватной формой присутствия Церкви в информационном пространстве.

Подготовил Тимур Щукин

Все материалы с ключевыми словами