Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Роман Силантьев: «"Новейшая история ислама в России" — это анализ, а не просто летопись»

Роман Силантьев: ''Новейшая история ислама в России' — это анализ, а не просто летопись'
Версия для печати
5 апреля 2007 г. 13:16

Недавно на свет вышла книга исламоведа Романа Силантьева «Новейшая история ислама в России». Учитывая, что предыдущий труд Силантьева, тоже посвященный этой же теме, был неоднозначно принят как мусульманами, так и православными, следует сделать вывод: нынешняя книга вновь будет широко обсуждаться в религиозных кругах, вызовет общественный резонанс. Об этом и другом в специальном интервью Романа Силантьева для Regions.ru/Новости Федерации.

— Роман, Вы согласны, что новая книга является продолжением издания, вышедшего в свет полтора года назад и вызвавшего сильный резонанс, в том числе раздраженные и негативные отклики, в мусульманской умме (общине) России?

— Частично это так, хотя моя новая книга не только описывает более широкий исторический период, но и подает материал в другой форме — гораздо более понятной и доступной для неспециалиста. Кроме того, если первая книга была по сути летописью последних 16 лет истории российского ислама и содержала минимум аналитики, то в новой монографии личная позиция автора представлена в достаточной мере.

Негативные отклики будут и на этот раз, однако их количество уменьшится. Хотя бы потому, что теперь каждый желающий сможет лично ознакомиться с текстом, приобретя книгу в ближайшем книжном супермаркете.

— После прочтения вашей книги складывается впечатление, что мусульманские организации и центры только и делают, что конфликтуют и ссорятся между собой. Неужели за полтора десятка постсовестских лет правоверные ничего положительного, судя по вашему труду, так и не сделали?

— Положительным аспектам исламского возрождения в книге посвящено несколько специальных разделов. Хорошего было сделано много, но категорически недостаточно — и Православие, и иудаизм, и буддизм за тот же период добились не в пример больших успехов.

Кроме того, тот факт, что в России не воспитано новое поколение образованных в традиционных исламских ценностях духовных лидеров, на мой взгляд, сводит на нет все плюсы от тысяч построенных мечетей и увеличения квот на хадж. Это настоящая катастрофа, и в своей книге я пытают показать, как она произошла и кто виноват.

— А корректно ли немусульманину вмешиваться во внутреннее дело мусульман?

— Некорректно. Если это действительно внутренние дела. Однако, когда внутренние дела сознательно придают самой широкой огласке, а заодно апеллируют к внешним силам с просьбой эти внутренние дела рассудить, как это было во время острых фаз конфликтов между Равилем Гайнутдином и таким деятелем как Абдул-Вахед Ниязов, или Советом муфтиев и Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ), тогда уже любой желающий может по ним высказаться. И заявить, что, по меньшей мере, неумно выставлять свое грязное белье на всеобщее обозрение. И особенно после этого претендовать на особое уважение единоверцев, властей и лидеров других религий.

— Закрыв последнюю страницу «Новейшей истории ислама в России» создается впечатление, что глава СМР Равиль Гайнутдин сильно вам насолил, и эта книга является словно «наездом» на муфтия, возглавляющего десятки духовных управлений мусульман...

— Отнюдь. Я просто учел пожелания уважаемого Равиля Гайнутдина, высказанные им во время памятного конфликта. Например, документально пояснил, откуда взялись слухи о его профессиональной непригодности, непоследовательности и пр. Другое дело, что от этого они перестали быть просто слухами.

И маленькая поправка. Как муфтий Равиль Гайнутдин возглавляет не десятки духовных управлений мусульман, а просто десятки общин. А точнее – около 2% от числа всех зарегистрированных в стране. А Духовные управления мусульман (ДУМ) Совета муфтиев ему подчиняются очень условно — примерно в той же мере, как он сам подчиняется председателю Общественной палаты.

— Первая книга под давлением руководителей исламских центров России, в том числе и муфтия Равиля Гайнутдина, стоила вам кресла исполнительного секретаря Межрелигиозного Совета. Но теперь, занимая высокий пост в ВРНС, отставка вам точно не грозит в русский Собор мусульманские организации не входят...

— Вторую книгу я написал и сдал в печать еще до того, как был назначен исполнительным директором ВРНС. И как первую, я писал ее как независимый историк, высказывающий только свою личную позицию. Поэтому все возникающие по книге вопросы будут рассматриваться только в том случае, если будут высказаны лично мне.

Regions.ru/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру