1 июня 2012 года в Институте Европы РАН прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: восприятие веры и религии в обществе».
В мероприятии приняли участие исследователи в области религии и общества, социологи, представители традиционных религий.
С приветственными словами на конференции выступили руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН А.А. Красиков, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы иеромонах Димитрий (Першин), руководитель cлужбы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества М.В. Паршин, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета, советник председателя Синодального информационного отдела Е.В. Жосул, а также представители традиционных российских религий — генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций раввин Зиновий Коган.
Организаторы мероприятия — Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, Исследовательская служба «Среда», Гильдия экспертов по религии и праву.
Участники конференции обсудили актуальные аспекты взаимоотношений светского и религиозного мировоззрений, роль религии в современном российском обществе, вопросы политики в области преодоления ксенофобии, экстремизма, нетерпимости, а также проблемы общественного служения религиозных общин.
В своем выступлении М.В. Паршин отметил, что «позиция Русской Православной Церкви по многим социальным и внутриполитическим вопросам, имеющим мировоззренческое измерение, в настоящее время артикулируется достаточно четко, церковные институции занимают все более активную позицию в общественных отношениях. По многим острым вопросам категоричная позиция Церкви балансирует между исторически-христианской и общественно-окрашенной риторикой».
Также М.В. Паршин указал на проблему формирования в обществе представления о Православии как об «обобщенной религиозности правды и исторической справедливости», являющейся важной составляющей культуры и истории государствообразующего русского этноса: «люди любят Церковь как музей, уважают ее как организацию по социальному обеспечению угнетенных и обиженных, но последовательно не признают как мировоззренческую силу».
Подводя итоги, представитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества указал на одно из важных направлений деятельности Церкви в общественной сфере: «Представляется важнейшей задачей глубокое мировоззренческое, социально-психологическое исследование российского общества на предмет выявления и детального анализа внутренних неформальных мотиваторов, а также социологическое исследование той части церковного народа, которая декларирует приверженность к активной христианской позиции на предмет определения и/или создания наиболее эффективных социальных лифтов, способствующих использованию внутреннего и внешнего потенциала этой части Церкви в целях создания ниши для привлечения к Церкви социально-активной внецерковной общественности».
По мысли иеромонаха Димитрия (Першина), в наши дни «христианское свидетельство Церкви по всему спектру острых проблем современности выходит за рамки собственно церковной ограды. Голос Церкви становится голосом всех людей доброй воли, независимо от их религиозности, убеждений и социального положения».
В своем выступлении священник подчеркнул, что «наше общество едино именно в нравственной системе координат. И эта этическая консолидация уже приносит свои плоды. Законодательные инициативы, подготовленные Комитетом по вопросам семьи женщин и детей на основании данных социологических исследований аналитической службы "Среда", позволили в 2012 г. ввести в России "дни тишины" для беременных, обеспечить право врача на отказ от производства аборта, процедуру информированного согласия».
По словам отца Димитрия, данные демографические стандарты были разработаны при участии специалистов Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. «Это один из результатов того церковно-общественного диалога, который поэтапно, шаг за шагом возвращает Россию к традициям умеренного консерватизма, характерной для Франции, Голландии и других христианских западноевропейских стран», — заключил председатель Миссионерской комиссии.
Патриархия.ru