3 июня 2012 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Святой Пятидесятницей, Троицей. В этот день мы особым образом вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. Эта история хорошо знакома каждому, который хоть раз читал Евангелие и Деяния святых апостолов, кто изучал закон Божий в воскресной школе. Это повествование находится в череде других повествований, а праздник, установленный в честь Пятидесятницы, именуется двунадесятым — как бы в ряду других великих праздников. Но на самом деле то, что произошло в этот день, по своим последствиям сравнимо только с воплощением Сына Божия и Его Воскресением.
Святые апостолы, напуганные казнью своего Учителя, скрывались по домам. Им казалось, что тут или там против них будет воздвигнуто гонение. Они почти не присутствуют в публичном пространстве, они собираются при дверех затворенных. Страх и растерянность — это то, что подавляло их души. И каким великим и радостным событием было для них явление Воскресшего Спасителя! Но и тогда, не обладая достаточной силой духовного зрения, они не всякий раз опознавали в Явившемся своего Учителя. Только в определенные мгновения, когда Господь желал открыться им, они видели в Нем своего Учителя, но об этом периоде Евангельской истории почти ничего не написано. Как будто всего несколько раз Господь встречался с учениками, известно, что именно в это время Он учил их тайнам Царствия Небесного, но мы не знаем подробностей. Никто из апостолов не описал — видимо по воле Самого Господа и Спасителя — то, что происходило от Пасхи, от Воскресения до того дня, который мы сегодня празднуем.
Было одно яркое и сильное событие — это Вознесение Спасителя. Когда ученики на горе Елеонской увидели, как Он возносится на небо и услышали голос небожителей: «Что вы, мужи галилейские, стоите и смотрите — се Иисус, возносящийся от вас на небо, таким же образом придет», — эти слова, конечно, наполнили святых апостолов радостью надежды. Они спустились с Елеонской горы в ожидании скорого пришествия Спасителя, но опять-таки почти ничего не говорится об их деяниях и словах в этот период времени.
И вдруг происходит событие, о котором таинственно пророчествовал Сам Господь — о том, что через Его смерть и Воскресение они получат дар Святого Духа. Вряд ли апостолы вообще представляли, что все это означает. Но когда, собравшись в Сионской горнице, они услышали как бы шум ветра и увидели нисходящие на них огненные языки, они, конечно, поняли, что происходит нечто удивительное. А затем, получив дар говорить убедительно с любым человеком, на каком бы языке он ни говорил, они реально почувствовали силу Божию. Именно с этого момента они перестают быть испуганными учениками, которые радовались, конечно, явлениям Спасителя, но у них не хватало сил идти и проповедовать. Ведь даже тогда, когда они получили обетование о скором пришествии Спасителя, у них не хватало ни сил, ни разумения; и только в тот день, когда Бог Духом Святым почил на них, они стали другими.
Внешне это были те же самые галилейские рыбаки, которых хорошо знали в Иерусалиме, но внутренне это были уже совсем другие люди. И первое обращение апостола Петра к тем, кто сомневался в сошествии Святого Духа, уже свидетельствует о некой силе. Ведь кто-то подумал, что, начав говорить на иных языках, ученики, может быть, охмелели от принятия вина. Но апостол Петр твердо говорит, что они трезвы, потому что еще третий час, то есть девять часов утра, и никто никакой трапезы не принимал, но что произошло Божие чудо — сошествие на них Святого Духа. С тех пор святые апостолы перестают быть просто группой единомышленных людей, вспоминавших о своем Учителе, — они становятся проповедниками всего того, чему Он научил их и о чем Дух Святый вразумил их. И слово обретает великую силу, и обращается по тысяче людей почти ежедневно, и даже тень проходящего Петра исцеляет людей — того самого Петра, который вместе с другими апостолами при жизни Спасителя не мог исцелить бесноватого.
Что же произошло? Что это за изменение? Ведь апостолы не изменили своего внешнего вида и не получили какого-то особого ведения — они уже многое знали; они не получили какого-то специального образования, они не поднялись по социальной лестнице — они по-прежнему оставались изгоями тогдашнего общества. Что же произошло? А произошло то, что благодать Божия, сила Божия, Дух Святый через искупительные заслуги Спасителя, через Его смерть и Воскресение, по Его обетованию прикоснулись к ним и наполнили апостолов таким могуществом, о котором потом мечтали волхвы, так что даже деньги готовы были платить, чтобы апостолы поделились с ними тайной их могущества — потому что в этих немощных и слабых людях стал действовать Дух Святый.
И удивительно, что это сошествие Святого Духа, превратившее группу единомышленных рыбаков в особое собрание, в Церковь Божию, где живет и действует Святой Дух, не прекратилось с прекращением их физической жизни, но, по обетованию Божиему, Тот же Дух, который почил на апостолов, пребывает в Церкви, почивает на священнослужителях и на всех верных, которые проходят через купель Крещения и которые прививаются к этому Божественному и благодатному стволу через Таинство миропомазания.
Поэтому каждый из нас может сказать: «и я имею Святого Духа, и я обладаю той же силой, и во мне живет и действует Дух Святый». Но не каждый человек это чувствует: иногда и священнослужители проходят через такие периоды жизни, когда им кажется, что Дух Святый от них отступил; и у мирян не всегда есть ясное понимание и чувство присутствия в них Божественной силы. В чем же дело? Что-то происходит не так, как должно было происходить — но что именно происходит не так? Святой Иоанн Златоуст замечательно учит нас, что для всех тех, кем обладает страсть и неверие, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа. Великий святитель не сказал, что тот, кто подвержен страсти или кто потерял веру, будучи крещеным, навсегда потерял дар Святого Духа, что он его лишился. Он говорит нечто иное — что для того, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа.
А если человек не чувствует присутствия Святого Духа, если для него неприступна и невидима эта сила, то это означает, что этой силы для него и нет. И мы знаем, что иногда, продолжая исполнять церковные предписания, мы перестаем реально верить в Господа, мы надеемся на князя, на сына человеческого. Мы надеемся на власть человеческую, на деньги, на протекцию, мы иногда изворачиваемся и совершаем грехи, чтобы обрести какую-то милость у людей и тем самым получить желанное и просимое, и очень редко мы обращаемся к Богу, словно предвидя Его отказ. И происходит это по причине, о которой сказал святитель Иоанн Златоуст: «Для тех, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Духа Святого».
Что означает обновление нашей религиозной жизни? Сейчас мы много об этом говорим. Некоторые считают, что это открытие храмов, открытие церковных школ, развитие социальных и образовательных программ, ремонт, реставрация... И одно, и другое, и третье, и четвертое являются знаками обновления, но и одно, и другое, и третье, и четвертое будет бесплодным, если, обладая страстью и неверием, мы не получим дара Святого Духа.
Нередко люди крещеные презрительно относятся к Церкви, допускают оскорбления, высмеивают Церковь. Почему это происходит — ведь они получили дар Святого Духа при крещении? А происходит вот что — из-за страсти и неверия пресеклась благодать Божия, и человек не чувствует Бога, не чувствует ответа на свои молитвы, для него приход в храм — это все равно что приход в музей, у него не бьется радостно сердце во время богослужения, оно мертво, потому что порабощено страстями и неверием.
Для того чтобы Церковь Божия обновилась по примеру первоначальной апостольской общины, мы должны употреблять все силы к тому, чтобы бороться со страстями, чтобы возбуждать в себе веру через постоянную молитву, через покаяние, через принятие Святых Христовых Таин, через критическое, строгое отношение к самим себе, через постоянное порицание самих себя, через контроль над своими мыслями, делами, движениями сердца. Потому что стоит лишь снять этот контроль, как страсти вползут подобно змеям во внутреннее святилище души, и тогда никакой благодати Святого Духа мы не почувствуем.
Вот почему главное служение, которому Церковь посвящает себя, — это служение благодати Божией. Получив ее от Самого Господа в день Пятидесятницы, она призвана раздавать ее людям и совершать такие действия, произносить такие слова, строить такие отношения с окружающим миром, чтобы все было направлено на то, чтобы страсти изгонялись из человеческих сердец и горячая вера приходила в сердце и вместе с ней — сила благодати Божией, которая из безграмотных рыбаков соделала могущественных проповедников, покоривших вселенную, которая из многочисленных подвижников образовала сонм святых чудотворцев, из простых людей — мучеников, из обычных архиереев и священников — святителей и преподобных.
Верим, что и сегодня сила благодати Божией способна преобразовать каждого человека, а через человека — и весь мир. Мы празднуем сегодня день рождения Святой Церкви, принятие всеми нами благодати Святого Духа. И да поможет Господь удержать этот знак Божиего присутствия в мире, дарованный нам через крест Христов и Воскресение, до скончания века. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси