Текущий год для Московской духовной академии и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова является объединяющим. Связывает эти два центральных учебных заведения выпускник Московского государственного университета и Московской духовной академии священник Павел Флоренский, родившийся 125 лет назад.
18 апреля в рамках празднования этой знаменательной даты в зале заседаний Учёного Совета Московского государственного университета открылась юбилейная конференция, посвящённая 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня кончины священника Павла Флоренского. В её работе приняли участия преподаватели и учащиеся Московской духовной академии. Открыли конференцию два ректора: ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.
Владыка Евгений в своём приветственном слове отметил значимость о. Павла Флоренского в разнообразных сферах человеческой деятельности, а также зачитал послание участникам конференции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Затем В.А. Садовничий в своём выступлении отметил огромный вклад о. Павла в различные области научного знания и единение этого знания с религией, а также поблагодарил ректора Московских духовных школ за реальные действия в направлении укрепления связей двух ВУЗов.
Далее последовал ряд докладов, охватывающих всевозможные стороны жизни о. Павла, его научную работу, личные взаимоотношения с современниками, духовный и мистический опыт. В качестве докладчиков первой части конференции Московскую духовную академию представляли два её преподавателя — внук о. Павла игумен Андроник (Трубачёв) и архимандрит Платон (Игумнов).
Игумен Андроник (Трубачёв) в своем выступлении затронул тему взаимоотношений двух русских мыслителей 20 века: священника Павла Флоренского и Алексея Фёдоровича Лосева. Докладчик отметил роль о. Павла Флоренского в формировании взглядов Алексея Фёдоровича Лосева.
Архимандрит Платон (Игумнов) в докладе об этических взглядах о. Павла Флоренского выделил два главных направления, которые можно объединить в одну мысль. Истинная христианская добродетель состоит в любви к Богу и твари, а также в добрых делах, как в контексте монашеской аскезы, так и в фарватере мирской жизни. Если же любовь подменяется законом или неправильным пониманием аскезы как отрицание жизни, то это путь в бездну, а не к спасению души.
Конференция продолжится в актовом зале Московской духовной академии 19 апреля 2007 года.
Сайт МДА/Патриархия.ru