Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского
Версия для печати
28 июня 2012 г. 17:14

28 июня 2012 года, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Всех вас, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки, уважаемые высокие представители Приморского края во главе с губернатором, дорогие отцы, братья и сестры, я хотел бы сердечно приветствовать и поздравить с большим праздником для всей Русской Церкви, для всей Руси — сегодня мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси.

В далеком XV веке жил святитель Иона, в трудное время. То был излет татаро-монгольского ига, когда Русь уже набрала такую силу, что никакая внешняя оккупация не могла продолжаться. Но, с другой стороны, и множество проблем было тогда в жизни нашего Отечества, в том числе в жизни Церкви, и, наверное, главная заключалась в том, что Церковь великого и ставшего уже независимым государства была еще частью Церкви Константинопольской.

Так произошло исторически, ибо из Константинополя мы приняли православную веру и на протяжении почти 500 лет являлись частью Константинопольской Церкви, одной из ее митрополий. Но именно в то время сгустились тучи над самим Константинополем. Нависла грозная опасность захвата и порабощения столицы Византийской империи, и византийские императоры обратились с просьбой о помощи к Западу, а для того чтобы эта помощь пришла, приняли решение вступить в унию с Римом, подчиниться Римскому епископу. И митрополит Киевский Исидор, назначенный и рукоположенный на это служение Константинопольским Патриархом, был в составе той делегации, что отправилась в Италию на Ферраро-Флорентийский собор для подписания унии.

Митрополит Исидор не был избран епископатом Русской Церкви, и мало что связывало его с Русью. Он оказался в числе тех, кто подписал унию, и это был сокрушительный удар по всему Православию. Предстоятель Русской Церкви, вступил в унию, отошел от православной веры, и когда Исидор возжелал вернуться из Италии в Москву, он был изгнан москвичами из города и великим князем — из пределов Руси.

Тогда стало ясно, что необходимо избирать главу Церкви из своих, местных архиереев, и Собор епископов избрал епископа Рязанского Иону митрополитом Московским и всея Руси. Произошло это в далеком 1448 году, и с того самого года Церковь наша считается автокефальной, независимой, самостоятельно избирающей своего Предстоятеля.

Мы знаем, что святитель Иона проявил себя как человек огромной духовной силы, как чудотворец, и потому вскоре после смерти он был причислен к лику святых. Мощи его пребывают в сем Успенском Патриаршем кафедральном соборе, и, прикладываясь к ним, вы видите нетленную руку святителя как великий знак особой благодати, которая почила на нем, первом Предстоятеле Русской автокефальной Церкви, на великом угоднике Божием, на великом духовном вожде русском.

Церковь наша воспринималась современниками митрополита Ионы, — как воспринималась, впрочем, в течение всей истории страны нашей, как воспринимается и сегодня большинством людей, — как то, что скрепляет наш народ. Это духовная скрепа, это линия самоидентификации нашей нации, это та общность, разрушив которую, мы разрушим свое Отечество. И хотя сегодня мы живем в иное время, время свободного религиозного выбора и отделения Церкви от государства, Русская Православная Церковь продолжает нести это великое служение, соединяя народ наш, сохраняя в единстве наше Отечество.

Вот почему Церковь всегда была первой целью для тех, кто стремился разрушить страну, внести внутренний беспорядок в течение народной жизни. Все оккупанты, начиная от захватчиков Кремля, что поработили страну нашу в далеком XVII веке, Наполеон, гитлеровские полчища имели своей целью уничтожение и разделение Православной Церкви, понимая, что покуда стоит Церковь как скрепа народной жизни, стоит и народ, способный сохранить свою независимость, свою целостность, свое национальное самосознание.

Все сказанное относится к земной человеческой жизни, но миссия Церкви простирается и далее. И чтобы понять эту миссию, нужно внимательно вчитаться или вслушаться в слова Евангелия, которые мы сегодня слышали во время Божественной литургии (Мф. 11:27-30; Ин. 10:9-16). Господь сказал ученикам Своим и тем, кто Его слышал: «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь, и жизнь в избытке» (см. Ин. 10:10).

Какие удивительные слова! Что означает «жизнь в избытке»? Это жизнь в ее полноте. А не к этому ли стремятся люди, ведь каждый хочет иметь избыток жизни? Однако очень многие понимают этот избыток по-своему. Для многих избыток жизни — это избыток денег, это избыток собственности, это избыток власти. И нередко, достигая многого, овладевая огромными материальными ценностями, обладая большой властью, полагая, что таким образом они обрели избыток жизни, эти люди сталкиваются с огромными проблемами, с потерей спокойствия, душевного мира, любви, преданности, искренности, человеческого счастья. Вот и получается, что по мере обретения того самого неправильно понятого избытка жизни мы теряем самое главное, что определяет человеческое счастье, становимся людьми несчастными, хотя пребываем в избытке материальном, к которому так стремимся.

Что же означают слова Господа «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь в избытке»? И опять-таки в сегодняшнем Евангельском чтении от Матфея мы слышали ответ на этот вопрос. Каждый, кто стремится к материальному избытку, сталкивается со многими проблемами, со скорбями, с тяжелым бременем. Мы знаем, как страшно оплачивается порой этот человеческий избыток жизни. И Господь говорит всем — и тем, кто имеет материальные ценности, и тем, кто не имеет; тем, кто имеет власть, и тем, кто не имеет, — словами, которые вы сегодня слышали: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные — в том числе обремененные неправильно понятым избытком жизни, — и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроткий и смиренный сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».

Что же это за иго, которое нужно принять на себя, чтобы обрести покой, чтобы обрести эту жизнь с избытком, которую Христос принес людям? Это некая система самоограничений, которые укладываются в Божественные заповеди. Заповеди — это система самоограничений. Человек может принять Божии заповеди только добровольно, а значит, он добровольно себя ограничивает. Некоторым со стороны это может показаться скучным, тяжелым, неинтересным: зачем себя ограничивать, когда сегодня людей призывают раскрепостить себя, свои инстинкты, раскрепостить свою животную природу, брать от жизни как можно больше? Что же это за иго, которое Господь призывает взять на себя, чтобы обрести полноту жизни? А это иго, которое через самоограничение и приводит человека к полноте жизни, когда материальное сочетается с духовным, содержательным, внутренним, определяющим вертикаль жизни человека.

Человек призван не к тому, чтобы перемещаться лишь по горизонтали, поглощая то, что дает мать-земля, насыщая себя и удовлетворяя свои потребности. Он призван перемещаться по вертикали, и не книзу, а кверху. И если успехи в земной, в горизонтальной жизни совмещаются с этим вертикальным восхождением, то это и есть полнота бытия, которую принес Господь. И пусть не кажется тяжелым иго Христово, потому что Сам Господь говорит: «иго Мое благо и бремя Мое легко». Только попробуй, и ты поймешь, что это не губительная, не разрушающая человека система самоограничений, а это сила, поднимающая человека кверху, к небу, дающая великую свободу и подлинное видение.

Церковь, в том числе наша Поместная Церковь Русская, прошедшая трудными путями своего исторического бытия, несущая многие важные социальные и культурные функции, призвана открывать людям правду Божию о полноте жизни, о человеческом счастье. И сегодня, совершая память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, первого Предстоятеля независимой, автокефальной Русской Православной Церкви, мы одновременно задумываемся о том, ради чего существует Церковь Божия, к чему она призвана вести народ, к каким высотам она призвана поднимать людей. И да поможет Господь всем нам и Церкви нашей, несмотря на искушения и соблазны, обманы и коварство века сего, продолжать это удивительное служение полноте человеческого бытия и спасению душ человеческих. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы