27 июня 2012 года в духовно-просветительском центре при храме Рождества Христова в Обнинске под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, прошел круглый стол, посвященный церковной реабилитации наркозависимых.
Участники обсудили проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», подготовленный профильной Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности Межсоборного присутствия.
Во вступительном слове председатель Комиссии митрополит Климент отметил серьезность и масштабность проблемы наркомании. В связи с этим владыка подчеркнул, что Церковь «должна обратить пристальное внимание на тех, кто хочет выбраться из наркотической зависимости».
Руководитель направления по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Мефодий (Кондратьев) рассказал об истории создания проекта документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» и тех изменениях, которые были внесены в его последнюю редакцию. Отец Мефодий отметил, что в результате усилий многих священников и прихожан была создана новая оригинальная методика социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине. Основные принципы данной методики сформулированы следующим образом:
- Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах;
- Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины;
- Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.
Отец Мефодий подчеркнул, что наркомания — это и грех, и болезнь. Преодоление греховного недуга возможно только при желании самого человека выйти из зависимости. Игумен Мефодий разъяснил, что Церковь осваивает также эффективные методики работы с наркозависимыми, возникшие в разных странах мира.
В связи с этим он отметил, что «острая полемика о программе "12 шагов" должна уйти в прошлое». Эта методика работы с зависимыми доказала свою эффективность. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер. Опыт показывает, что она не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека, поэтому нет необходимости уделять ей в тексте концептуального документа особое внимание. Все вновь создаваемые методики церковной реабилитации, по словам выступавшего, несомненно должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви.
Представитель Государственного антинаркотического комитета И. Золкин в своем выступлении отметил, что в настоящее время налажено «беспрецедентное сотрудничество государства и Церкви по проблеме реабилитации наркозависимых», и заявил, что «концепция церковной реабилитации своевременна и крайне полезна».
Руководитель Отдела реабилитации Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ Т. Дудко затронул практические вопросы сотрудничества государства и Церкви в деле противодействия наркомании, в частности, проблему компетентности врачей и наркологов в области религии. Он подчеркнул, что важную роль в реабилитации наркозависимых на приходах должен играть не только священник, но и психолог, и социальный работник.
В последовавшей затем дискуссии о проекте документа участники круглого стала выделили положения, которые, по их мнению, требуют доработки. Так, руководитель реабилитационного центра «Обитель ТИЛь» М. Морозов выразил сожаление в связи с тем, что в документе не прописаны меры по профилактике наркомании. По его словам, церковная община — органичная среда для исцеления от зависимости. У невоцерковленных людей часто наблюдается эффект так называемого «возврата больного»: реабилитация закончена, социальные навыки возвращены, а «душа засыхает без Духа Божия», и тогда могут быть рецидивы. М. Морозов отметил, что сам неоднократно был свидетелем необыкновенного преображения зависимого человека после исповеди и причастия.
Настоятель Покровского храма в деревне Ерино Московской области, при котором действует реабилитационный центр «Старый Свет», священник Андрей Дерягин отметил спорность термина «община», предложив в качестве альтернативы «реабилитационное сообщество». К недоработкам документа он отнес отсутствие четко прописанных правил жизни в таком сообществе, жесткую конфессиональность и отсутствие границ ответственности священника с одной стороны, а также психотерапевтов и наркологов — с другой. Отец Андрей отметил, что в том случае, когда священник играет ведущую роль в реабилитации, он должен сам быть специалистом в этой области.
Председатель правления благотворительного фонда «Старый Свет», психолог и автор реабилитационных программ Е. Проценко предложил более тщательно разъяснить термин «церковная реабилитация», так как процесс, описанный в документе, характерен для многих реабилитационных сообществ. Он подчеркнул важность принципа конфиденциальности в реабилитации, а также необходимость одновременного преодоления наркотической и алкогольной зависимости. «Если в приходе, где проходит реабилитация, будет присутствовать алкоголь на столах, то вся реабилитация не удастся», — отметил психолог.
Игумен Мефодий (Кондратьев) выступил в поддержку термина «церковная община», заявив, что «если на приходе нет общины, то это нездоровый приход, и выстроить на нем реабилитационный процесс едва ли удастся».
Участникам круглого стола было предложено изложить все свои пожелания и замечания относительно документа в письменной форме. Наиболее важные из них будут учтены в окончательной редакции документа, который будет представлен для рассмотрения на Архиерейском Соборе.
Диакония.ru/Патриархия.ru