11 июля 2012 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Преосвященнейший владыка наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — днем памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских, основателей этой дивной обители на севере Руси. Благодарю Вас, владыка, за прекрасный дар — икону святых преподобных мужей, взирая на которую, я буду молитвенно вспоминать эту святую обитель и всех тех, кто несет здесь свое служение.
Преподобные Сергий и Герман явили нам образец удивительного иноческого жития. Они прибыли на этот архипелаг в одиночестве, они должны были преодолевать тяготы климата, особенно в тяжелые зимние месяцы, они должны были искать пропитание, и все это было связано с одним очень существенным обстоятельством — рядом не было никого. Никто не мог прийти на помощь, когда болела голова, никто не мог прийти с лекарствами, когда кто-то из них простужался, никто не мог прийти на помощь, даже если бы они смертельно заболели, никто не мог накормить их горячей пищей в холодные зимние вечера. Буквально всё, от начала до конца, они должны были делать сами, и сделали это — без машин, без механизмов, без телефонов, без современных инструментов, своими собственными руками.
Мы очень часто ссылаемся на недостаток времени, из-за которого у нас не хватает ни сил, ни возможности в храм пойти, в паломническое путешествие поехать, доброе дело сделать. Вот сейчас мы собираем вещи, продовольствие для тех, кто пострадал на юге. Большое количество людей идет в магазины, покупает что-то; иногда и подержанное приносят, но в очень хорошем состоянии. Глаза горят у людей! А спроси прохожего: «а ты почему не пошел и не помог?» Если он поймет, о чем идет речь, он скажет: «да некогда мне». Нам часто некогда совершать то, что является самым главным. А разве преподобным Сергию и Герману было «когда»? Все нужно было делать самим, да не просто чтобы угождать плоти, а чтобы выжить, физически выжить в этом суровом краю. И у них оставалось время на самое главное, ради чего они обрекли себя, как мы бы сейчас сказали, на экстремальный образ жизни — у них оставалось время для молитвы, для богомыслия, для стяжания Духа Святого.
Проблема богомыслия, проблема богоискательства — это острая проблема современности. Многие люди не могут найти Бога, несмотря на обилие информации. Сегодня богословское образование можно получить, не выходя из комнаты, — только нажимай на кнопки и открывай соответствующие сайты. Там написано обо всем — и о вероучении, и об истории Православной Церкви, и о каждом святом. И ведь многие люди действительно открывают эти страницы, читают, а иногда даже позволяют себе что-то писать в том же самом Интернете, комментировать — буквально как богословы. А когда повнимательнее присмотришься к их писаниям, оказывается, что в них нет самого главного — веры. Знания есть. Трудно, правда, сказать, насколько глубоко эти знания в памяти человека, но в памяти компьютера они есть, и когда потребуется, человек может быстро открыть соответствующую страницу и восстановить в своей памяти утраченное. А вот веры нет и готовности пойти помочь пострадавшим нет. Готовность посплетничать — есть, ругаться в Интернете — есть, осуждать ближних, особенно если это священнослужители, — есть такое желание и такая потребность; а вот поверить люди не могут, даже называя себя верующими.
Почему же так происходит? Находясь здесь, на этом острове, вспоминая подвиг святых Сергия и Германа, начинаешь что-то понимать — то, что происходит сегодня с большим количеством наших современников. Удивительное апостольское чтение мы с вами слышали сегодня на Литургии из 1-го послания к Коринфянам (1 Кор. 2:9 — 3:8), где апостол говорит: «никто из человеков не может понять, что в человеке, как только духом человеческим, который в нем; так же и Божие никто не может понять, как только Духом Божиим». И как эти слова перекликаются с другим местом из апостольских писаний, где святой Павел говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Никакие мегабайты памяти, никакая техника, никакие библиотеки, никакие мудрецы, никакое самое что ни на есть высшее образование неспособны человеку дать силу веры, чтобы назвать Иисуса Господом.
Как замечательно учит нас сегодня апостол Павел, «чтобы понять человека, нужно иметь дух человеческий». То есть мы можем сами в себе разобраться, опираясь на то, что называют духом, — на свой разум, на свою память, на свою волю, на свои чувства. Нам не всегда удается это сделать, мы не всегда и в себе разобраться можем, но своих сил достаточно, чтобы в себе разобраться и себя понять. А вот Бога понять никаким человеческим духом, никакой силой разума, никакой силой воли, никакой силой чувств, никаким образованием, никакой техникой невозможно, и потому те, кто пытается понять Бога и веру, кто высокомерно подходит к этой задаче, опираясь на свой человеческий дух, тот заранее — заранее! — обрекает себя на разочарование и неудачу.
«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Почему? Господь говорит, что любой грех может быть прощен, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 12:31), — потому что когда человек хулит Бога, он отказывается от того, чтобы Дух Божий присутствовал в его жизни. И не по жестокосердию Божественному такой человек не может быть прощен, а по его реальному состоянию, — ведь если нет частицы Божественного Духа, то человеку не выкарабкаться из ямы, он никогда не почувствует Божиего присутствия, он обречен.
Именно находясь в этой обители, вспоминая подвиг Сергия и Германа, начинаешь понимать, что обретение Духа Божия, Который открывает человеку возможность богопознания — не только интеллектуальной убежденности в бытии Бога, но сердечного богопознания, когда Бог входит в душу человека, прикасается к ней, когда человеческий дух соединяется с Духом Божественным, — сопровождается колоссальными изменениями во внутренней жизни человека. Человек, обретающий Духа Святого, становится богатырем, духовно сильным, способным к прозрению; он видит то, что не видят другие.
Почему мы говорим: тот человек — прозорливый старец? Отчего же он прозорливый? У него четыре университетских образования? Или компьютер с новейшим процессором в келье? Или он так внимательно следит за новостями, что может сделать какие-то далеко идущие предсказания? Ни то, ни другое, ни третье! Прозорливость есть действие Святого Духа, это и есть сила Божия, которая прикасается к человеческой немощи. Силой Божественного Духа такие люди способны прозревать внутренний мир другого человека, и многие из вас, кто приходил к таким просветленным духовникам на исповедь, знают это. Еще ничего о грехах не сказали, — а духовно опытный, просветленный Духом человек чувствует, что вам нужно сказать и от чего вас нужно предостеречь. Именно такие люди и прозревают будущее, и они несоизмеримо выше тех, кто силен лишь духом человеческим.
Ну, зачем было сидеть на холодных островах двум монахам? Зачем подвергать себя таким опасностям? Может быть, кто-то их заставлял? Может быть, их отправили в ссылку? Нет, сами приехали, и уезжать не хотели, и жили в этих пещерах, потому что жили с Богом, и Дух Божественный оплодотворял их человеческую жизнь, и с высоты своего духовного состояния все это внешнее неудобство, все это отсутствие человеческого комфорта и благополучия было уже совершенно незаметно, потому что старцы жили равноангельским житием.
Как важно, чтобы наши современники поняли, что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым; что Божие познается только Божественным Духом и для того чтобы войти в эту стихию общения с Богом, нужно причаститься Духа. Дело непростое. Наши внешние жизненные обстоятельства так рассредоточивают наше внимание, так уводят нас в сторону, так нагружают нас избыточной информацией, избыточной тревогой, волнениями, переживаниями, что действительно тяжело, даже будучи религиозным человеком, справляться с этими стрессами современной жизни. Вот и остаются у нас места, куда нужно приезжать, чтобы коснуться Божественного Духа. Такими местами являются наши обители, наши национальные святыни, как та, что покоится здесь — честные останки святых преподобных отцов Сергия и Германа. Потому наш народ — вне зависимости от звания и положения — устремляется к этим местам, хотя бы на день, на два, чтобы прикоснуться к Духу Божиему, а через это почувствовать близость Господа и испытать величайшую радость от этого соприкосновения, испытать силу, которая так нужна нам в повседневной жизни.
Молитвами святых преподобных Сергия и Германа да сохранит Господь веру православную в жизни нашего народа. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси